"Радио Свобода", русскоязычное радио, существующее на американские деньги, это не столько радиостанция, сколько институт. На протяжении десятилетий россияне в полночь, когда идет самый сильный сигнал, крутили ручки коротковолновых радиоприемников в надежде услышать новости, которых по советскому радио не передавали.
После распада Советского Союза "Радио Свобода" сохранило преданных слушателей, большинство из которых согласятся, что сейчас потребность в таком радио больше, чем когда-либо. В России снова подавляется свобода слова в средствах массовой информации, хватка правительства становится все жестче, свирепствуют антиамериканские настроения.
Сильные эмоции, с которыми связано более чем полувековое существование радиостанции для всех тех, кто там работает и кто ее слушает, помогают понять, почему недавняя попытка "реорганизации" радиостанции вызвала такую бурю протеста.
У нас на памяти по крайней мере один прецедент "реформирования" поддерживаемой правительством США радиостанции, вещающей на иностранном языке. Два года назад Совет управляющих по радиовещания надавил на радио "Свободная Европа" в Иране, в результате чего радиостанция стала менее политизированной, там стали транслировать больше поп-музыки, а традиционная для радиостанции тема прав человека воплощается в более привычном "информационно-развлекательном" формате. Большинство критиков считают, что это практически свело на нет демократический посыл радиостанции. Другие опасаются, что это же может произойти и с "Радио Свобода".
Президент "Радио Свобода" Томас Дайн настаивает, что запланированные для российской службы изменения - укороченные программы, и больше внимания к журналистам, работающим непосредственно из Москвы, а не из Праги - сделают радиостанцию более доступной для российских слушателей, привыкших к формату FM-станций, и увеличит количество информации, касающейся России.
Его противники внутри компании возражают, что перемещение из Праги в Москву подвергнет редакторов радиостанции риску оказаться под давлением правительства и сделает радиостанцию неотличимой от сотен других российских станций.
Пока продолжается эта дискуссия, конгресс, в чьи обязанности входит финансирование и наблюдение за "Радио Свобода", должен тщательно следить за происходящим. Метод уравниловки, из-за которого американские радиостанции станут один в один похожи на русские (или, что еще хуже, на американские радиостанции с поп-музыкой), никак не способствует защите прав человека, общественной дипломатии или чему-либо еще.