После десяти лет фальстартов и неудач, Россия, видимо, начинает добиваться реальных результатов на пути перехода к рыночной экономике. Сейчас 36-летний коллега президента Владимира Путина Герман Греф встал у руля.
Герману Грефу, получившему пост министра экономики в новом правительства, предстоит снизить налоги, сократить бюрократический аппарат и осуществить реструктуризацию судебной системы и монополий - и все это в надежде на устойчивый экономический рост и восстановление доверия к России со стороны скептически настроенных инвесторов.
Перед Грефом поставлена трудная задача. Однако он уже завоевал серьезное доверие настойчивостью, с которой продвигал план реформ, подготовленный им самим и группой российских экспертов. Этот план выгодно отличается от предыдущих программ, написанных западными кредиторами, такими как МВФ, и предусматривавших выделение миллиардов долларов на финансовые и бюджетные цели, которых зачастую так и не удавалось достичь.
В интервью Герман Греф заявил, что Путин, по-прежнему сохраняющий популярность, является серьезной силой, оказывающей поддержку его экономической программе, и что президент предоставил ему широкие полномочия для осуществления этой программы. И хотя большая часть программы требует одобрения парламента, Греф выразил уверенность, что добьется успеха.
"Единственным лекарством, способным вернуть доверие инвесторов, являются реальные действия,- заявил Греф, россиянин немецкого происхождения, возглавляющий также Центр стратегических исследований, подготовивший программу экономических реформ. - Если своими действиями нам удастся продемонстрировать, что мы не простые болтуны и выполняем свои обещания, по-настоящему защищая права инвесторов, тогда отношение к нашей стране сразу же изменится".
Многие инвесторы опасаются, что осуществление данных планов застопорится и что их собственность окажется уязвимой в случае изменения политической ситуации, как это было уже не однажды. Подобные скептические настроения возросли, когда в прошлом месяце здесь прошла конференция инвесторов: ее участники забросали высокопоставленных правительственных чиновников вопросами относительно целой серии злоупотреблений в области корпоративной собственности, размывания доли акционеров в ведущей российской металлургической компании и временного отзыва у компаний сотовой связи ранее выделенных им частот.
Другим проявлением недовольства инвесторов, по данным правительства, стало уменьшение в первой половине этого года прямых иностранных инвестиций на 22% по сравнению с этим же периодом прошлого года - и это несмотря на рост общего объема инвестиций.
Предыдущие программы структурных реформ, попытки осуществления которых предпринимались при предшественнике Путина Борисе Ельцине, были приостановлены в середине 90-х годов после того, как снизилась поддержка реформ со стороны общественности, а многие крупные предприятия оказались в руках узкого круга богатых российских бизнесменов, называемых олигархами. Государственная собственность была разрушена, однако на ее месте почти ничего сложилось, и в стране сформировался дикий капитализм, не подчиняющийся почти никаким правилам. Экономика оказалась привязанной к огромным внешним заимствованиям, и кульминацией всего этого стал коллапс рубля и дефолт летом 1998 года.
По словам Грефа, сейчас, когда вновь наблюдается экономический рост, задачей новой реформы является создание необходимой инфраструктуры для ведения бизнеса - речь идет об эффективной судебной системе и законах, регулирующих деятельность компаний и защищающих права собственников.
Греф отметил, что реформирование двух российских монополий - РАО ЕЭС и МПС - начнется этой осенью, а с ?Газпромом? правительство подождет до второй половины будущего года. Что касается реформы "Газпрома", обеспечивающего Западную Европу природным газом более чем на 20%, то правительство намерено лишить его права на транспортировку и обеспечить всем компаниям равный доступ к трубопроводу, который сейчас контролируется "Газпромом",- сообщил Греф.
Критики газовой монополии, в том числе иностранные инвесторы, считают, что ее руководство выводит активы компании через дочерние фирмы, и Греф дал понять, что правительство тоже обеспокоено этим.
"Мы сейчас внимательно наблюдаем за всеми компаниями, связанными с "Газпромом" и движением активов,- подчеркнул он.- Я не могу сказать, что имело место массовое перемещение активов, однако к нам поступили соответствующие сигналы, которые мы тщательно изучаем".
Реформа судебной системы - еще одна из приоритетных задач правительства. Многие дела решаются несправедливо, отчасти из-за того, что влиятельные региональные политики легко могут оказать влияние на судей, предоставляя им различные льготы, такие как жилье, автомобили и денежные вознаграждения.
Подготовленный правительством бюджет на 2001 год впервые предусматривает выделение средств на предоставление судьям жилья. По словам Грефа, судьи получат также некоторую прибавку к зарплате. Он подчеркнул, что ведется работа над формированием компьютерной базы данных, в которую будут вноситься все судебные решения и которая должна помочь в борьбе со злоупотреблениями. По словам Грефа, практика пожизненного назначения судей перестанет существовать.
Однако пока все предложения по реформе судебной системы остаются на бумаге. Путин еще не одобрил обширный план, включающий пакет законопроектов, которые будут вынесены на рассмотрение парламента.
"Мы должны разорвать финансовую связь между судьями и региональными властями",- подчеркнул Греф.
Другой важной реформой, реализующейся на практике с 1 января, является сокращение и упрощение российских импортных пошлин. Огромное число различных пошлин - семь категорий для каждого вида товаров - способствует взяточничеству и подрывает эффективность бизнеса. Из семи категорий останутся четыре с уменьшением средней ставки с 30% до 20%.
Помимо этого предполагается сократить бюрократический правительственный аппарат - созданная комиссия во главе с Грефом и министром финансов Алексеем Кудриным должна подготовить для Путина конкретные рекомендации по данному вопросу. По словам Кудрина, несмотря на большое количество высоких чинов, для осуществления реформ не хватает профессионалов.
"Многие бюрократы, по большей части пожилого возраста, занимаются тем, к чему привыкли - проверками и наложением штрафов,- подчеркнул он.- Мы должны усилить правительственное влияние в одних местах, и одновременно сократить его в других".