Через год после "революции роз" демократическое гражданское общество пытается защититься от "климата нетерпимости"
"79 лари, - говорит президент, - недостаточно для жизни". Пограничники в тбилисском аэропорту смотрели на это так же и поэтому предпочитали не появляться на службе. Пока там на прошлой неделе вместе со своей свитой не возник Михаил Саакашвили и не пообещал им золотые горы: новые компьютеры, современную форму и к ноябрю, первой годовщине "революции роз", увеличения зарплаты в десять раз.
79 лари в месяц, это 35 евро, явно недостаточно, чтобы наполнить холодильник или оплатить счет за газ, тем более что в Грузии под руководством президента-реформатора Саакашвили после смены власти цены в магазинах выросли пропорционально успехам правительства в борьбе с коррупцией и контрабандой. Ведь многие из обещаний, данных революционерами, с розами в руках захватившими в ноябре 2003 года здание парламента и предотвратившими утверждение полномочий депутатов нового состава, избранных с многочисленными нарушениями, были объявлены выполненными.
"Сегодня, по сравнению с тем, что было в Грузии год назад, мы живем на другой планете", - хвалился на днях Саакашвили. Пенсии и зарплаты снова выплачиваются, пограничные переходы находятся под контролем, регионы, вроде граничащей с Турцией автономной Аджарии, вернулись под крыло Грузии. 50 млн евро, подсчитал премьер Зураб Жвания, заплатили в качестве налогов представители режима Шеварднадзе. Благодаря контролю над уплатой таможенных сборов за ввозимые в страну товары казна получила в семь раз больше обычного.
А вот то, что революционеры из Тбилиси видят будущее отнюдь не в розовом цвете, обусловлено Москвой, старой имперской силой на Кавказе, которая свою злость по поводу страшного сентябрьского теракта, совершенного чеченскими террористами, сейчас срывает на всем регионе, и темпераментом молодого грузинского президента. Саакашвили, 38-летний юрист с американским дипломом, метеором пронесся по всем основным правительственным канцеляриям Запада в поисках политической и финансовой помощи, которая ему охотно предоставлялась. Одновременно он пытается примерить намордник на телекомпании и газеты: "Мы не будем счастливым народом, если наши честь и достоинство будут оскорблять сепаратисты, враги и карлики".
"Он провалил дело"
В своем открытом письме 14 крупнейших представителей правозащитного движения недавно предостерегли президента от установления в стране "климата нетерпимости и страха". Неправительственные организации из Тбилиси, которые сыграли решающую роль в успехе "революции роз", обратились против Саакашвили и его министров. "Вопрос, провалит ли он дело, уже не стоит, - еще в августе говорил британский специалист по Кавказу Кристофер Уотерс, - он его уже провалил".
В самом деле, летом Саакашвили чуть было не втянул свою маленькую страну в новую войну с еще более маленькой Южной Осетией, одной из двух мятежных грузинских провинций, которые в начале 90-х годов объявили о своей независимости и находятся под защитой Москвы. Саакашвили провоцировал российского президента Владимира Путина, говоря о воссоединении с сепаратистскими провинциями, а так же расквартированные в Южной Осетии части российской армии, когда он перекрыл контрабандные пути, ведущие в Грузию, лишив офицеров их прибыльного бизнеса. Путин ему отомстил.
Переговоры о выводе двух последних российских военных баз, расположенных на территории Грузии, продолжаются без какого-либо результата. Российский концерн "Газпром" требует оплатить все неоплаченные счета и периодически перекрывает газовый вентиль, а после драмы заложников в Северной Осетии Москва угрожает еще и "превентивными ударами" против так называемых лагерей террористов в Панкисском ущелье Грузии. Почти на два месяца Россия закрыла свои границы с Грузией. Грузины еще почувствуют снижение поступлений от таможенных сборов.