Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 октября 2004 г.

Аллан Куллисон | The Wall Street Journal

Семена насилия посеяны на Кавказе

Сидя в тюремной камере в Махачкале, 25-летний Гаджи Абидов задается вопросом: как же так получилось, что он из торговца автомобилями стал участником бандитской группировки, которая грабила квартиры и убивала милиционеров?

Абидов рассказывает, что в прошлом году милиционеры во время рейда задержали его брата, били и издевались над ним. Позже арестовали и самого Гаджи Абидова, и его не только избили, но и прострелили ему руку из пистолета.

При этом ни он, ни его брат до этого не нарушали закон, говорит Абидов. Милицейские рейды в поисках исламских экстремистов - распространенное явление на Кавказе. Что касается случая с Абидовым, милиция обвиняла его в том, что он входит в преступную группировку, связанную с чеченскими боевиками.

"Милиция старается как можно больше унизить твое человеческое достоинство", - считает Абидов. Он говорит, что решил отомстить милиционерам. Сейчас он подает апелляцию на приговор - 20 лет тюремного заключения за убийство трех офицеров милиции.

Судьба Гаджи Абидова - это один из примеров того, как борьба против исламских радикалов вызывает новую вспышку жестокости и насилия на Кавказе. В то время как Москва обещает покончить с терроризмом в России, пример с Абидовым демонстрирует, что местные правоохранительные органы создают проблему, а не решают ее.

Абидов говорит, что он никогда не был в Чечне. Он уроженец Дагестана - региона, который, как и Чечня, населен мусульманами, но при этом являлся относительно стабильным пророссийским анклавом на Кавказе. Сейчас, годами ведя войну в Чечне, отголоски которой аукаются в соседних регионах, ужесточением милицейского контроля в условиях все более распространяющейся коррупции, другими жесткими мерами Кремль загоняет сам себя в тупик.

Представители правоохранительных органов называют Абидова наемным убийцей и отрицают обвинения в том, что они жестоко обращались с ним. Но не только Абидов, но и многие из его земляков озлоблены на милиционеров и ведут борьбу с ними, и этот факт наводит на размышления.

За то время, пока Абидов находился под следствием и ожидал суда, были убиты 36 дагестанских милиционеров, сообщает официальная статистика. Среди убитых - руководители регионального ФСБ и антеррористических подразделений.

Раньше официальные власти возлагали вину за убийства представителей правопорядка на чеченских боевиков. Но сегодня Кремль признает: причиной таких убийств может быть растущее недовольство милицией в среде местных жителей, многие из которых не имеют работы и готовы за деньги осуществлять наемные убийства по заданию исламистов. Сами милиционеры могут за деньги снабжать этих наемных убийц информацией. В милицейских начальников в Дагестане стреляют так часто, что старшие офицеры стали выходить на улицы Махачкалы только в сопровождении вооруженной охраны.

"Сегодня есть две причины существования этой проблемы, - говорит Загир Арухов, министр по делам национальностей Дагестана. - Первая причина заключается в том, что милиция старается делать свою работу хорошо, а вторая - в том, что у милиционеров не хватает профессионализма". Министр отрицает предположение, что милиция может злоупотреблять властью с санкции правительства.

В 1999 году в Дагестане был образован отдел по борьбе с экстремизмом и терроризмом. С самого начала своей работы отдел приобрел плохую репутацию.

Журналист из Махачкалы Ольга Мамедова рассказывает: однажды, проходя мимо здания милиции, она услышала крики людей, которые доносились из здания. Когда она позвонила в милицию и рассказала об этом, майор милиции ответил ей, что милиция располагается в другой части здания, а там, откуда доносятся крики, антитеррористический отдел ведет допрос задержанных. Майор назвал их методы ведения допроса "непрофессиональными". Примерно через день крики прекратились, вспоминает журналист.

В прошлом месяце Владимир Путин назначил человека из своего ближайшего окружения, Дмитрия Козака, ответственным за наведение порядка на Кавказе. Козак предложил такие меры, как борьба с коррупцией чиновников и жестокостью правоохранительных органов, а также меры экономического характера, направленные на сокращение бедности. Кремль говорит о необходимости таких шагов в течение многих лет, но благие намерения так и остаются словами.

Вот что рассказал нам о своей жизни Гаджи Абидов. Он родился в деревне на севере Дагестана и три года назад переехал в Махачкалу, где вместе со своим братом стал зарабатывать на жизнь перепродажей подержанных автомобилей. Затем он с братом и земляками из своей родной деревни стал серьезно изучать ислам. Он бросил пить и курить и отрастил бороду, как и его брат, что привлекло к ним внимание милиции.

По словам Абидова, он стал преступником после того, как милиционеры вмешались в его жизнь - они арестовали его брата и забрали их деньги. После этого он вместе с земляками начал заниматься грабежами квартир. Однажды он стоял "на стреме" снаружи, в то время как его товарищи грабили квартиру его бывшей преподавательницы из университета. Абидов утверждает, что его не было в квартире в тот момент, когда его друзья столкнулись с мужем преподавательницы и убили его.

Абидова обвиняют в том, что он руководил бандой, которая по заданию исламистов убивала офицеров милиции, получая от пяти до десяти тысяч долларов за каждого убитого милиционера. Абидов утверждает, что банды как таковой не было и никто не платил им за убийства. По его словам, они убивали милиционеров из чувства мести.

Судья, который вел процесс, говорит, что это было скорее обычное уголовное дело, он не усматривает в совершенных преступлениях какой-либо идеологической подоплеки.

Абидов рассказал, что прошлой осенью несколько его друзей решили убить Тахира Абдуллаева, офицера антитеррористического подразделения милиции. Он признал, что его группе помог один местный исламист, который ранее сражался в Чечне. "Он сообщил нам адрес, телефонный номер и все прочие сведения об этом человеке, - говорит Абидов. - Он давал нам советы, как киллер-профессионал. Спустя два или три дня мы совершили это убийство".

По словам очевидцев, двое мужчин застрелили Абдуллаева у порога его дома, когда он вечером вернулся с работы.

Абидова задержали в прошлом году. Его брата все еще разыскивает милиция. Гаджи Абидов говорит, что он не получал никаких вестей о своем брате больше года и думает, что тот находится в Чечне либо в Дагестане. Но где бы он ни был, он наверняка находится в конфликте с законом.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru