"Нет. Нет. Да", - Авигдор Либерман, лидер крайне правой партии "Наш дом - Израиль", назначение которого на пост вице-премьера, курирующего стратегические вопросы, должно быть утверждено на этой неделе, отдает предпочтение четкости. В ходе мартовских выборов он, не колеблясь, предложил израильтянам курс: "Нет Нетаньяху, нет Ольмерту, да Либерману" - таким был лозунг на русском языке, обращенный преимущественно к иммигрантам из России, которые формируют основную часть электората "Наш дом - Израиль".
Либерман - 48-летний отец троих детей, выходец из бывшей советской Молдавии, откуда он эмигрировал в 1979 году в возрасте 20 лет. Он так и не избавился от своего русского акцента, когда говорит на иврите, он курит сигары и легко узнаваем благодаря бороде и крепкой фигуре. Резкость его антиарабских заявлений и его проект об аннексии крупных еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан в обмен на интеграцию в будущее палестинское государство израильских городов с арабским населением сделали его одним из самых обсуждаемых политиков в Израиле. Во времена самых жестоких столкновений в период второй интифады в 2002 году он выступал в поддержку бомбардировок палестинских заправочных станций, банков и торговых центров. Совсем недавно он ратовал за обмены территориями и населением между Израилем и Палестинской автономией с целью "создания двух этнически гомогенных государств".
Этот план изменения границ Израиля с целью отделения еврейского большинства от 1,4 млн израильских арабов, лояльность которых по отношению к еврейскому государству Либерман регулярно подвергает сомнению, является основой политической платформы партии "Наш дом - Израиль", основанной в 1999 году. В мае 2006 года Либерман вызвал негодование, призывая (несмотря на отсутствие смертной казни в Израиле) казнить израильских арабских депутатов, контактировавших с "Хамасом", за то, что они отмечали день "Накба" ("день катастрофы", потеря земель из-за провозглашения Израиля, который отмечают палестинцы) вместо Дня независимости Израиля.
Бывший вышибала в ночном ресторане, Либерман пришел в политику около 10 лет назад, вначале как директор офиса Биньямина Нетаньяху в 1990-х годах, затем как министр в кабинетах Ариэля Шарона. Вначале министр инфраструктур, затем министр транспорта, этот сторонник колонизации был отстранен от должности Шароном в мае 2004 года по причине его непримиримой оппозиции уходу из сектора Газа.
"Наш дом - Израиль" добился неожиданного успеха на мартовских парламентских выборах, получив 11 мест в Кнессете. Ныне, опираясь на свою популярность, Либерман предпринимает попытки, особенно после кризиса недоверия, спровоцированного в израильском обществе методами ведения войны в Ливане, создать имидж человека, ниспосланного провидением. "Я хочу спасти Израиль. Наше государство нуждается в собственнике и хозяине, поскольку мы оказались в шекспировской ситуации "быть или не быть", - это высказывание Либермана было опубликовано в пятницу газетой Yédiot Aharonot.
Несмотря на его стремление позиционировать себя как государственного деятеля, пользующегося доверием, Либерман не перестает вызывать тревогу. Газета Haaretz опубликовала вчера едкую редакционную статью, в которой нашли отражения опасения значительной части израильского политического класса в связи с известием о его предстоящем назначении на пост вице-премьера: "Выбор самого безответственного человека, не обладающего самыми необходимыми качествами для этого поста (министра по стратегическим делам) представляет собой стратегическую угрозу. Либерман, которому чужда умеренность, с его несвоевременными заявлениями, которые можно сравнить лишь с заявлениями иранского президента, рискует спровоцировать катастрофу во всем регионе".