Швейцарская компания Glencore, специализирующаяся на торговле сырьем, ввязалась в битву, которая имеет острый политический оттенок, - схватку за "Русснефть". Glencore подала российским властям заявку на приобретение трех производственных активов, принадлежащих этой нефтяной компании.
Это решение может вызвать столкновение интересов этой скрытной компании, штаб-квартира которой находится в Цуге, с могущественными интересами Кремля, направленными на ужесточение контроля над энергетическими отраслями.
"Русснефти" выставлен счет суммой в 800 с лишним млн долларов за ранее не уплаченные налоги, а ее владелец Михаил Гуцериев в августе бежал за границу после выдачи ордера на его арест. Вся эта кампания, осуществляемая государственными органами, напоминает атаку на ЮКОС, активы которого ныне перешли к государственной компании "Роснефть".
Олег Дерипаска, бывший деловой партнер Гуцериева и один из богатейших людей в России, в июле подал заявку на приобретение всей "Русснефти".
Но попытка поглощения застопорилась после того, как один из российских судов постановил наложить арест на акции "Русснефти", а Федеральная антимонопольная служба перенесла рассмотрение заявки Дерипаски на конец ноября.
Аналитики считают, что заявка Дерипаски привлекла внимание Игоря Сечина, заместителя руководителя администрации президента РФ и председателя совета директоров "Роснефти" - компании, которая, по словам банкиров, приглядывается к "Русснефти". Однако "Роснефть" неоднократно отрицала свою заинтересованность в этом приобретении.
В Федеральной антимонопольной службе вчера сказали, что дожидаются, пока Glencore предоставит дополнительные документы, и только после этого рассмотрят ее заявку.
Александр Темерко, бывший вице-президент ЮКОСа и деловой партнер Гуцериева, утверждает, что заявка Glencore, впервые поданная в сентябре, - это попытка компании отстоять свою заинтересованность в "Русснефти" после того, как попытка Дерипаски подать заявку закончилась неудачей.
Дерипаска тесно сотрудничает с Glencore. В нынешнем году он осуществил слияние своего металлургического колосса "РусАл" со своим местным конкурентом "СУАЛом" и с "алюминиевыми" активами Glencore, благодаря чему создал крупнейшую в мире компанию по производству алюминия.
В 2000 году Glencore помогла Гуцериеву основать "Русснефть", ссудив его более чем 3 млрд долларов под залог акций и нефти. По словам Темерко, Glencore уже владеет крупным пакетом акций в "Русснефти", а некий работник банка, осведомленный о ситуации, сообщил, что Glencore владеет акциями производственных активов "Русснефти".
В Glencore от комментариев воздержались. С "Русснефтью" для получения комментариев связаться не удалось.
"Glencore решила приподнять завесу тайны и заявить: "Это мое", - сказал Темерко об этом шаге. - Glencore - единственная компания, которая может сделать такую заявку. Любая другая компания, которая бы так поступила, тем самым напросилась бы на войну с Россией. Glencore - один из главных торговцев металлами в России, она пользуется широкой поддержкой. "Роснефти" пришлось бы схватиться со всей металлургической отраслью, - пояснил он.
На взгляд других аналитиков, исход битвы неясен. "Чем дело кончится, решится в Кремле, - отметил Крис Уифер, глава отдела стратегического планирования инвестиционного банка "Уралсиб" (Москва). - Но, как и почти все в России, эта ситуация не более прозрачна, чем бочка с нефтью, а мы можем лишь гадать, что происходит на самом деле".