Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 сентября 2001 г.

Эндрю Джеймс | Financial Times

Путин решил выполнять роль посредника

?В целом я знаю, что Россия должна делать и как она должна действовать?, - заявил вчера президент России Владимир Путин, выступая перед лидерами парламента. Президент столкнулся с самым сложным выбором в своей карьере: ему необходимо определить степень поддержки США, ведущих кампанию по борьбе с международным терроризмом.

Несколько дней Путин думал, вел переговоры и, в конце концов, признал, что это решение ?имеет очень серьезное значение для позиций России в мире?.

Вчера российский вклад в возможную атаку США на Афганистан начал принимать реальные формы. Стало очевидно, что Путин решил играть ни к чему не обязывающую, посредническую роль. Россия выбрала подчеркнуто осторожный подход и предложила пассивную поддержку возможному наращиванию американских вооружений в Средней Азии, устранившись от прямого участия.

Решение Путина свидетельствует о желании сбалансировать выгоды от новых отношений с Западом с возможным недовольством внутри страны, снижением уровня внешнего влияния и региональной стабильности.

Борис Немцов, лидер парламентской коалиции ?Союз Правых Сил?, считает, что возможность участвовать в международной коалиции по борьбе с терроризмом дает Россий ?редкий шанс стать частью цивилизованного мира?.

Депутат Владимир Жириновский, крайний националист, имеющий связи с лидером Ирака Саддамом Хуссейном, призвал дистанцироваться от США. Он считает, что если этого не сделать, испортятся связи России с арабским миром, кроме того, будет проигнорирована роль США в создании режима Талибан, а Россия станет уязвимой для ответных ударов террористов и окажется втянутой в войну на южных границах. Если позволить США играть главную роль в операциях в Средней Азии, Россия может утратить традиционное влияние. Активное вмешательство в конфликт уменьшит шансы России играть роль посредника для таких государств, как Иран и Ирак.

Большинство россиян выразили симпатию и гнев после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, но многие - особенно те, кто хорошо помнят оккупацию Афганистана Советским Союзом в 1979-1989 гг. - боятся, что прошлое повторится.

Судя по всему, Путин рассмотрел, по меньшей мере, три возможных варианта. Первый - активизировать процесс обмена развединформацией, необходимой для того, чтобы вычислить организаторов терактов и блокировать источники их финансирования.

Второй - предоставить американской коалиции доступ в регион через территорию России и находящейся под ее влиянием Средней Азии, дав права на использование воздушного пространства, земли и баз ВВС - это важно для организации тыловой поддержки в случае наземных операций в Афганистане.

Наиболее экстремальный вариант - прямое участие России в нападении на Афганистан, вместе с западными силами или даже в одностороннем порядке, по всей видимости, с территории Таджикистана.

Путин указал, что обмен разведданными, необходимыми для борьбы с терроризмом, уже происходит между различными государствами, и что он хочет, чтобы он активизировался.

Это позволяет ему утверждать, что Россия уже вела борьбу с терроризмом в сепаратистской республике Чечня, где по его словам боевиков поддерживали иностранные радикальные исламские группировки.

Прямое участие России в военных действиях маловероятно. Российская армия плохо оснащена и плохо финансируется. Унизительная война в Афганистане заставляет многих ветеранов верить, что новый конфликт будет столь же кровавым и бесплодным. Россия уже ведет бои в Чечне. На этой неделе в интервью немецким СМИ Путин сказал, что открывать второй фронт было бы неразумно.

Остается открытым вопрос о том, согласится ли Россия на предоставление прав на использование воздушного пространства и земли в Средней Азии, которая могла бы стать плацдармом атак. Вчера Путин указал на то, что Россия предоставит воздушный коридор только для гуманитарной помощи. При этом он подчеркнул, что государства Средней Азии независимы, и предоставил Таджкистану, Узбекистану и Тукрмении самим решать, стоит ли им давать США такие права.

Судя по тому, что президент США Джордж Буш одобрил позицию Путина после продолжительных дискуссий между двумя президентами, прошедшими в субботу, выбор России удовлетворил США.

Однако, учитывая нынешние настроения, а также желание Путина ориентировать страну в направлении Запада, у него нет иного выбора, кроме как уступить.

Один московский аналитик сказал: ?Путин не будет сотрудничать, не получив что-либо взамен?. Речь может идти о большем влиянии на вопросы глобальной безопасности, членстве во Всемирной Торговой Организации, уступок по проблеме расширения НАТО на восток, компенсациях за сокращение объемов продаж российского оружия ?государствам-изгоям?. Взамен Россия может уступить часть влияния в Средней Азии, которым пользовалась в советские времена.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru