Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 сентября 2001 г.

Сьюзан Глэссер | The Washington Post

Россия может потребовать у США уступок

Москва пообещала свою поддержку в борьбе с терроризмом, но видит возможность добиться прогресса по другим направлениям.

Президент России Владимир Путин сказал, что Россия не будет торговаться по поводу условий помощи США в борьбе с терроризмом. Однако в комментариях кремлевские советники раскрывают длинный список условий, которые Москва надеется поставить.

В этом списке содержатся как открытые требования - например, требования того, чтобы США пообещали, что всякое их военное присутствие в бывшей советской Средней Азии будет временным; так и скрытые надежды на то, что президент США Джордж Буш перестанет критиковать войну, которую Россия ведет с исламскими боевиками в сепаратистской республике Чечня.

Многие российские политики видят также возможность добиться таких давно интересующих их уступок, как реструктуризация огромных советских долгов, ускорение вступления во Всемирную Торговую Организацию, а возможно и вступление в НАТО. До терактов 11 сентября об этом и думать было нельзя.

Какими бы нереалистичными ни казались некоторые из этих предложений, само их наличие указывает на то, насколько неуверенно себя чувствует Россия, строя, говоря словами Путина, отношения ?нового уровня? со старым врагом времен Холодной войны. Одновременно Москва выражает, говоря словами представителей властей США, искреннее желание переопределить отношения, порой переходящие в напряженные.

?Я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что сотрудничество будет беспрецедентным, на небывалом уровне, - сказал Александр Олсон, проводящий опросы общественного мнения для Кремля. - Но Россия несомненно поставит условия такого сотрудничества?.

Высокопоставленные американские чиновники, ведущие переговоры с Москвой, подтвердили, что острые дискуссии развернулись по самым разным вопросам, от уместности предложенной Бушем системы НПРО до критики чеченской войны и нежелания России позволить американским военным присутствовать в Средней Азии. Но они также сообщили об ?улучшении духа сотрудничества? в разрешении разногласий по вопросу о НАТО, системы национальной противоракетной обороны и распространения ядерного оружия.

?Мы пытаемся почувствовать, как далеко они могут пойти, и они очевидно тоже обдумывают ситуацию, - сказал один представитель администрации США. - Но желание объединить усилия вполне ощутимо. Они понимают - у них появилась возможность продемонстрировать честность своих намерений?.

?Не верьте российской печати, которая говорит, что Путин должен ответить на вопрос: с Западом Россия или не с Западом? - сказал Михаил Маргелов, союзник Путина в верхней палате Российского парламента. - На этот вопрос мы уже ответили. Мы с Западом. Это решено?.

Однако Путин, проводящий отпуск на берегу Черного моря, пока не заявил публично, какой будет эта поддержка, отчасти потому, что серьезные дискуссии продолжаются в его внутреннем кругу - как сказал видный законодатель Алексей Арбатов: существует ?отсутствие единства в высших эшелонах? в вопросе о том, какую готовность стоит выказать.

По сведениям из различных источников, министр обороны Сергей Иванов - близкий друг Путина, его коллега по КГБ - и другие военные лидеры высказываются более неохотно. Это потому, что ?честно говоря, они до сих пор считают Соединенные Штаты врагом?, - сказал один из советников Путина, в то время как политическая команда президента ?убеждена, что мы должны стать частью коалиции по политическим причинам?.

Сегодня Путин вызвал руководителей ведомств, отвечающий за оборону, безопасность и правопорядок, на Черное море, чтобы обсудить борьбу с международным терроризмом, и в течение часа говорил по телефону с президентом Бушем.

В ближайшее время помощники Путина будут стараться получить у Соединенных Штатов обещания в том, что они не будут действовать односторонне и окажут военную помощь в случае массовых волнений на южных границах России в Средней Азии.

?Если Россия присоединится к Соединенным Штатам и станет целью для террористов, мы будем требовать, чтобы США оказывали нам прямую военную поддержку?, - сказал Арбатов, высокопоставленный представитель парламентского комитета по обороне. ?Суть в том, что Россия не входит в НАТО, и мы не имеем никаких гарантий безопасности в случае нападения. Масштабные вооруженные действия США могут дестабилизировать ситуацию во всей Средней Азии?, - добавил Дмитрий Рогозин, глава комитета по внешней политике.

В долгосрочной перспективе российские политики выступают за внешнюю политику, которую Сергей Караганов назвал ?большой сделкой? - Россия вступила бы вместе с США в новую коалицию, прекратила бы торговать оружием с Ираном и другими странами, обвиняющимися в поддержке терроризма и сократила бы ядерный арсенал. ?Но за это нам надо что-то получить?, - сказал Караганов. По его словам, в качестве платы Россия могла бы принять ?нерасширение НАТО до границ России, разрешение проблемы Советского долга?.

Кроме того, российские политики утверждают, что США должны относиться к России, десять лет назад лишившейся статуса сверхдержавы и уже десятилетие переживающей кризис идентичности, как к равному партнеру, а не просто одному из союзников.

?Самое важное заключается в том, что Россия хочет принимать участие только в тех действиях, в отношении которых она будет также одной из стран, принимающих решение, - считает политолог Сергей Марков. - Мы хотим, чтобы нас признали не в качестве крепостных Америки, а как независимое государство?.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru