Подарит ли председатель совета министров Сильвио Берлускони полковнику Каддафи Венеру Сиренскую (Venere di Cirene) по случаю своего предстоящего государственного визита в Ливию? Сроки визита в Триполи еще предстоит уточнить, но в министерстве по культурным ценностям об этом говорят как о свершившемся факте, хотя официально информация не подтверждена. Вместе с тем еще в августе глава этого ведомства подписал распоряжение о передаче греческой статуи II века нашей эры в музейные структуры Республики Ливия.
Статуя была обнаружена в 1913 году (без головы и рук) в Ливии, которая незадолго до этого стала итальянской колонией. Статуя была выставлена в Риме в Национальном музее. Несколько месяцев назад Венера была отреставрирована, упакована и помещена в хранилище в ожидании предстоящего переезда в Триполи. Ливия Каддафи на протяжении многих лет настаивала на возвращении статуи из Италии.
Первый "маневр по сближению" был предпринят в сентябре 1989 года. Но тогда операция провалилась. В 1998 году министр иностранных дел Ламберто Дини подписал соглашение, предусматривающее возвращение этого произведения искусства Триполи. Следующий этап относится к декабрю 1999 года. Премьер-министр Массимо д'Алема встретился с Каддафи в Триполи и вернул ливийцам другую Венеру, Капитолийскую, найденную итальянцами в Лептис Манья и в 1940 году подаренную фашистским губернатором Итало Бальбо маршалу нацистского рейха Герману Герингу.
Джузеппе Проиетти, генеральный директор департамента археологических ценностей, поддерживает инициативу по возвращению Венеры: "Очень хорошо, что это произведение будет тщательно изучено там, где оно было обнаружено". Противоположного мнения придерживается президент ассоциации Italia Nostra Марчелло Калиман: "Я поддержу эту инициативу, если Британский музей вернет Греции мраморные фигуры Партенона, а Лувр поступит аналогичным образом в отношении сокровищ, похищенных у Италии Наполеоном, и так далее. Нельзя допустить, чтобы какие-либо страны, например, Эфиопия с обелиском Axum, или Албания с Dea di Butrinto, относились к Италии как к своего рода дойной корове. Я обращаюсь к заместителю премьер-министра Джанфранко Фини, чтобы он последовательно изложил позицию своей партии по данному вопросу и с подобной практикой было бы покончено. А мы организуем пункты по сбору подписей против возврата культурных ценностей".