Жак Ширак показал Ангеле Меркель, куда нужно идти. Французский президент деликатно придержал фрау канцлер за плечо и направил ее по красному ковру влево, в направлении почетного караула. С этого момента лучезарная улыбка госпожи Меркель куда-то испарилась
С плотно сжатыми губами и окаменевшим взглядом госпожа канцлер дождалась окончания военного церемониала в Компьенском замке под Парижем, в окружении глав российского и французского государств.
Согласно протоколу, Меркель должна следовать в предложенном Шираком направлении, однако, что касается политики, то здесь она делать этого не намерена. Перед первым саммитом "европейской тройки" за период ее канцлерства Ангела Меркель дала однозначно понять, что она скептически настроена по отношению к инициированной Шираком встрече. Она обеспокоена тем, что эта встреча вполне может напомнить американцам германо-французско-российскую ось времен Герхарда Шредера, выступавшую против войны в Ираке, и они могут усмотреть в этом антиамериканские сигналы. До своего визита во Францию канцлер Германии провела телефонную беседу с американским президентом Джорджем Бушем. В Компьене Меркель подчеркнула, что встреча на высшем уровне - это скорее дань "хорошей традиции", начало которой было положено Гельмутом Колем, Жаком Шираком и Борисом Ельциным в 1998 году.
Тот факт, что сотрудничество "тройки" стало осуществляться полным ходом только в 2003 году, и то, что противники войны в Ираке и критики Америки Шредер, Путин и Ширак до 2005 года встречались пять раз с небольшими интервалами, Меркель сознательно не упомянула. Ширак намек понял. "То, что мы делаем здесь, не направлено ни против кого", - подчеркнул французский президент в Компьене. "В ЕС тоже", - поспешила добавить канцлер. Это касалось Польши и стран Балтии, которые всегда воспринимали столь тесное сотрудничество Путина, Шредера и Ширака как выпад в свою сторону.
Однако в Компьене стало очевидным, что время дружеских похлопываний по плечу, которые практиковали главы Германии, Франции и России, прошло. Меркель привнесла в "тройку" новый трезвый взгляд - и демонстрирует, прежде всего по отношению к Путину, довольно сильное недоверие. Выгодное сотрудничество между Россией и ЕС может начать осуществляться только тогда, когда партнеры станут "надежными", заявила канцлер в Компьенском дворце. Это прозвучало как предупреждение России, глава которой вызывает недовольство Западной Европы своей политико-экономической демонстрацией силы.
Путин не потрудился в политическом плане подготовить правительства в Париже и Берлине к покупке российским банком акций авиакосмического и оборонного концерна EADS. В Компьене Путин с невинным видом заявил, что покупка пакета акций EADS - "это не признак какого-то агрессивного поведения со стороны российских партнеров, это игра на рынке ценных бумаг". Путин отказался от заявленных первоначально претензий на место в наблюдательном совете в концерне. "Мы не собираемся использовать этот пакет для того, чтобы изменить ситуацию в EADS, но мы готовы к развитию сотрудничества с этой компанией", - заявил российский президент. Путин также отметил, что "перспективы" сотрудничества с EADS будут "обсуждаться".
Беспокойство европейских партнеров вызывает в основном непрозрачность России. Угроза России отозвать лицензию на добычу у французского нефтяного концерна Total застала правительство в Париже врасплох. "В Елисейском дворце растут сомнения по поводу прежней политики по отношению к России. Возможно, было ошибочным так слепо доверять Москве", - говорится в сообщениях из дипломатических кругов. В Париже, как и в Берлине, распространяется страх перед тем, что Москва в конце концов станет использовать зависимость Запада от поставок российского газа в качестве политического средства давления. Франция получает треть своего газа от сырьевого гиганта на Востоке.
В Компьене Путин попытался рассеять эти опасения. По его словам, Россия будет выполнять все свои партнерские обязательства в Европе. Россия даже планирует увеличить объем поставок газа на Запад. "Взаимная зависимость" между Россией и Западной Европой может стать "позитивной", но только в том случае, если, по словам Путина, "мы не будем ничего политизировать".
Отношения между Россией и ЕС не должны сводиться только к неполитическому взаимодействию. Как Россия, так и страны ЕС больше чем когда-либо обязаны быть заодно в вопросах вокруг очагов политической напряженности на Ближнем Востоке - речь идет об Иране, Ливане и Палестине. Похоже, это им неплохо удается. И это несмотря на то, что непосредственно перед саммитом в Компьене Ширак откровенно разозлил Меркель своим неоговоренным ранее намерением как можно дольше оттягивать момент введения санкций против Ирана. Критическое восприятие Германией инициативы Ширака вызвано скорее формой, чем содержанием. "Мы должны приложить все усилия для того, чтобы найти решение путем диалога", - заявил Ширак в Компьене. Меркель не стала возражать против этого и позитивно отозвалась о "сотрудничестве по иранскому вопросу".