Россия отказалась обсуждать в ООН ужесточение санкций против Ирана, хотя Исламская республика, по данным международных инспекторов, стоит на пороге создания ядерного оружия. Зарубежная пресса пишет, что Москва и Вашингтон рассорились из-за событий в Грузии и теперь ведут себя как упрямые мальчишки на радость Тегерану. Конфликт на Кавказе может обернуться серьезными ядерными последствиями, предупреждают СМИ.
Москва отказалась участвовать в многосторонних переговорах, которые должны были состояться в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в четверг, сообщает британская The Times. На фоне трений России с США из-за боевых действий в Грузии Запад, по-видимому, остался без стратегии сдерживания ядерных амбиций Ирана. Тегеран продолжает обогащать уран, не считаясь с запретом ООН. ЕС вчера предостерег, что Иран вскоре сможет создать атомную боеголовку, хотя страна постоянно уверяет в мирном характере своей ядерной программы.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что американо-российское сотрудничество имеет определяющее значение для эффективного давления на Тегеран. "Я очень встревожен, - сказал он. - Ни один из международных кризисов, от Ближнего Востока до Кавказа и Ирана... не может быть разрешен, если в этом не будут участвовать два крупных игрока: Россия и США". По мнению Штайнмайера, ущерб уже нанесен, и Тегеран извлекает выгоду из разобщенности мировых держав.
Отмена переговоров по иранской ядерной проблеме - еще один признак охлаждения в отношениях Москвы с Западом после грузинского кризиса, считает The Financial Times. Запад ранее надеялся заложить основы четвертого комплекса санкций ООН, но официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко во вторник заявил, что не видит "какого-то пожара, который требовал бы бросить все остальное и срочно встречаться для обсуждения иранской проблемы".
Западные дипломаты и ранее опасались, что единый фронт в отношении Ирана может стать первой жертвой раскола в Совете Безопасности, обострившегося ввиду грузинского кризиса. На прошлой неделе госсекретарь США Кондолиза Райс обвинила Россию во "все большем авторитаризме на внутриполитической арене и агрессивности за границей", напоминает газета, а Джордж Буш во вторник сказал, что интервенция Москвы в Грузии была нарушением Устава ООН.
Как и следовало ожидать, грузинский конфликт не замедлил отразиться на иранском ядерном досье, констатирует Le Figaro. Однако, по словам одного европейского дипломата, не стоит видеть в этом деле "стратегический разрыв со стороны России, которая, как и мы, не слишком хочет видеть ядерный Иран у своих границ". По его мнению, речь идет скорее о "постгрузинском раздражении". "С русскими так всегда, когда начинает обсуждаться новая резолюция, в результате ее принимают единогласно", - цитирует французская газета.
Последний доклад Международного агентства по атомной энергии подтвердил факт отсутствия сотрудничества со стороны Ирана. Совершенно очевидно, что иранцы продолжают обогащать уран. "Началась настоящая спринтерская гонка, - считают в окружении президента Николя Саркози. - Если Иран будет следовать своей логике, Израиль отреагирует. Надо сделать все, чтобы убедить Тегеран в том, что он приблизился к опасной зоне".
В Тегеране муллы могут похихикать в кулачок, уверена Handelsblatt: США и Россия после конфликта на Кавказе не хотят снова садиться за стол переговоров, хотя МАГАТЭ сообщает, что Иран уже стоит на пороге создания ядерной боеголовки.
По мнению немецкого издания, случившееся доказывает, насколько серьезными будут последствия войны в Грузии. США и Россия ведут себя сегодня как двое упрямых мальчишек, а политический ледниковый период в отношениях между двумя державами грозит обернуться глобальной проблемой, пишет обозреватель Кристоф Рабе. Иран играет в ядерном вопросе с Западом в кошки-мышки, но у того в голове лишь геополитические распри. Сегодняшнее молчание Запада может в будущем иметь катастрофические последствия, предупреждает он. Несмотря на все разногласия, Москва и Вашингтон должны сесть за стол переговоров.