В среду президент Буш призвал нацию поддержать план действий по предотвращению широкого распространения финансового кризиса - план с бюджетом в 700 млрд долларов - и дал понять, что готов смириться с ужесточением контроля над расходованием этих средств.
В то время как демократы и администрация до поздней ночи вели переговоры о деталях плана, кандидаты в президенты от обеих основных партий в четверг планировали встретиться с Бушем в Белом доме наряду с лидерами Конгресса. Президент выразил надежду, что это совещание "ускорит обсуждение законопроекта, который внесут обе партии".
В своем обращении, которое транслировалось в прайм-тайм, Буш предостерег американцев, что возможна "длительная и мучительная рецессия", если Конгресс не предпримет незамедлительных мер.
"Вся наша экономика в опасности", - сказал он.
На Капитолийском холме демократы сообщили, что движение к договоренности началось после того, как Белый дом предложил две крупные уступки: план ограничить оклады топ-менеджеров в фирмах, которые просят помощи у государства, и условие предоставлять налогоплательщикам пакеты ценных бумаг некоторых из этих фирм, дабы государство могло извлечь выгоду из процветания компаний в будущем. Детали этих и многих других условий все еще обсуждаются.
Телевизионное обращение Буша к нации и его необычайное предложение всего за несколько недель до выборов собрать на одном совещании сенатора Барака Обаму, кандидата в президенты от демократов, и сенатора Джона Маккейна, кандидата от республиканцев, подчеркивают: администрация все острее чувствует, что Конгрессу нужно действовать для предотвращения экономического коллапса.
Буш впервые за весь срок своего президентства произнес в прайм-тайм речь, которая была посвящена исключительно экономическим вопросам. Это произошло на фоне глубокой обеспокоенности населения шатким состоянием финансовых рынков и гибелью таких звезд Уолл-стрит, как Lehman Brothers, - чувства, которое сочетается со скептическим и возмущенным отношением к действиям администрации по спасению компаний от банкротства - выкупа должников государством, который может оказаться самым дорогостоящим в истории Америки.
План администрации направлен на вливания ликвидности в финансовый рынок и восстановление экономики путем выкупа пострадавших ценных бумаг, многие из которых увязаны с ипотечными кредитами, у финансовых учреждений, которые сталкиваются с трудностями.
Обращение Буша стало кульминацией динамичного и хаотичного дня в Вашингтоне, в рамках предвыборной кампании и на Уолл-стрит.
На Капитолийском холме шли щекотливые переговоры между министром финансов США Генри М. Полсоном-мл. и лидерами Конгресса, усугубляемые сопротивлением рядовых законодателей, которые имеют дело с лавиной жалоб избирателей, негодующих на то, что их налоговые отчисления будут истрачены на устранение проблем, созданных высокооплачиваемыми топ-менеджерами финансовых учреждений.
На Уолл-стрит финансовые рынки продолжало лихорадить. Процентные ставки по займам для банков, частных компаний и потребителей резко возросли, а инвесторы ринулись к "тихим гаваням" типа облигаций Казначейства США. Это напомнило, что кредитные рынки, несколько выздоровевшие после того, как на прошлой неделе Полсон обнародовал общие принципы плана выкупа должников, остаются в состоянии сильного стресса: многие инвесторы до сих пор испытывают панику.
Сенатор от Коннектикута, демократ Кристофер Дж. Додд, председатель сенатского комитета по банкам, сказал, что договоренность, возможно, будет заключена уже в четверг. "Мы продвинулись к цели, действуя сообща, силами обеих партий", - сказано в совместном заявлении спикера Палаты представителей Нэнси Пелози и лидера республиканской фракции в Палате представителей Джона Э. Боэнера.
"Мы единодушно считаем, что в предложение администрации следует внести значимые изменения. Оно должно включать в себя базовые принципы правильного корпоративного управления, в том числе идеи скрупулезного и независимого надзора, жесткие стандарты компенсаций для топ-менеджеров и механизмы защиты налогоплательщиков".
Буш в своей речи дал понять, что готов изучить тревоги законодателей, в том числе опасения, что деньги налогоплательщиков будут истрачены на зарплату топ-менеджеров Уолл-стрит и что план наделит министра финансов слишком большими полномочиями, а надлежащего надзора за ним не будет.
"Любой план спасения также должен быть разработан так, чтобы гарантировалась защита налогоплательщиков, - сказал Буш. - Он должен приветствовать участие финансовых учреждений, и больших, и маленьких. Он должен предотвратить случаи, когда неэффективные топ-менеджеры получали бы шальные деньги из ваших налоговых отчислений. План должен предусматривать создание двухпартийного совета по надзору за его выполнением. План следует осуществить как можно раньше".
Буш произнес эту речь после того, как Белый дом под давлением законодателей-республиканцев начал активную кампанию, которая позиционирует пакет мер по спасению финансовых рынков не только как подспорье стабилизации на Уолл-стрит, но и как попытку уберечь средства к существованию всех американцев.
Однако Белый дом четко продумал, когда именно должно прозвучать это заявление; по словам помощников Буша, они не хотели создать впечатление, будто президент навязывает решение Конгрессу.
На Капитолийском холме Полсон второй день подряд отвечал на вопросы законодателей - на сей раз на заседании комитета Палаты представителей по финансовым услугам. Он пытался уделять Мейн-стрит (имеется в виду: главной улице любого американского города. - Прим. ред.) такое же большое внимание, как и Уолл-стрит.
"Это предложение всецело призвано помочь американскому народу, так как нынешняя хрупкая финансовая система представляет опасность для его экономического благополучия", - сказал Полсон. Если меры не будут предприняты, добавил он, то "личные сбережения американцев и способность потребителей и бизнеса финансировать расходы, инвестиции и создание рабочих мест окажутся под угрозой".
Но именно слова Полсона, экс-главы Goldman Sachs, о том, что следует ограничить оклады топ-менеджеров, знаменуют крупнейший сдвиг в позиции Белого дома и стремление администрации как можно быстрее завоевать одобрение Конгресса.
"Американский народ возмущен идеей компенсаций для топ-менеджеров, возмущен обоснованно, - сказал он. - Никто не понимает, как можно платить деньги за неудачи".
По словам представителей администрации, в закон почти наверняка будет включен запрет так называемых "золотых парашютов" - щедрых выходных пособий, которые получают при увольнении многие топ-менеджеры - в фирмах, которые обратились за помощью к государству. Эта мера также наверняка включит в себя механизм, посредством которого фирмы смогут возвращать себе все бонусы или стимулирующие выплаты, которые выдавались на основе их прибылей или других результатов, впоследствии признанных преувеличенными.
Демократы также работают над включением в закон положений о налогах - а именно, ограничении величины оклада топ-менеджеров, который не облагается налогами, до 400 тыс. долларов (это размер оклада президента).
В то же самое время демократическая фракция Конгресса заявила, что готова отказаться от одного из своих наиболее спорных требований - предоставления судьям, которые разбирают дела о банкротстве, нового полномочия менять условия первого договора об ипотеке. Против этого положения активно выступила республиканская фракция в Сенате.
Демократы также склоняются к тому, чтобы санкционировать выделение всех 700 млрд долларов, которые просит Полсон, но для начала направить на эти цели менее крупную сумму - возможно, всего 150 млрд долларов, а остальные позднее израсходовать или придержать в зависимости от того, насколько эффективными окажутся меры.
Член Палаты представителей от Массачусетса Барни Фрэнк, главный переговорщик демократической фракции в Конгрессе, сказал, что она также планирует предложить налоговые льготы в помощь общинным банкам, которые владели привилегированными акциями Fannie Mae и Freddie Mac - колоссов ипотечного кредитования, а затем сильно пострадали от их обесценивания.
Эта поправка станет дополнением к другим, на которые Полсон уже согласился, - предложениям создать независимый надзорный совет и потребовать от правительства активнее предотвращать расторжение ипотечных договоров в связи с несостоятельностью плательщиков.
Использованы материалы Марка Лендлера и Карла Халса