Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 сентября 2008 г.

Джоэль Шервуд | The Wall Street Journal

Инвестиции в "передний край цивилизации" продолжаются, хотя риски растут

Демонстрация силы Россией вряд ли охладит интерес к этому региону

Ввод российских войск в Грузию нервирует участников инвестиционного бума в Восточной Европе, но менеджеры фондов говорят, что движение следует продолжать.

В нынешнем году инвестиции в "рынки фронтира" - или, так сказать, рынки на переднем крае цивилизации - продолжают расширяться; инвесторы интересуются не только Китаем и Бразилией, когда-то столь экзотичными, но и новыми перспективами в странах вроде Вьетнама, Эквадора или восточноевропейских Болгарии, Эстонии, Грузии, Литвы, Румынии, Словении, Словакии и Украины.

Применение военной силы Россией - первое вторжение этой страны за рубежом со времен распада СССР в 1991 году - заставило политических и экономических аналитиков задуматься, как скажутся на тенденциях инвестирования действия России. По единодушному мнению, угроза со стороны вновь окрепшей России резко повышает политические риски для экономических перспектив Восточной Европы и Западной Азии в период, когда в условиях дефицита кредитов на глобальном рынке и высокой инфляции правительствам стало труднее направлять экономический прогресс. Но аналитики ожидают, что инвестиции в целый ряд вышеупомянутых стран продолжатся.

"Риск, связанный с неверными политическими шагами, стал намного, намного выше", - говорит Кристиан Дезеглиз, глава глобального отдела развивающихся рынков в HSBC Global Asset Management. Дезеглиз участвует в управлении фондом HSBC под названием New Frontiers, активы которого распространяются среди избранных институциональных инвесторов, а также тех инвесторов, у которых много свободных денег. "Налицо инфляция, а также кредитный кризис и проблемы, связанные с политической стабильностью".

И все же "в среднесрочной перспективе имеются очень веские макроэкономические и финансовые аргументы в пользу инвестирования в рынки фронтира", говорит он.

Хотя грань между развивающимися рынками и рынками фронтира может быть расплывчатой, рынки фронтира обычно характеризуют как менее развитые и в потенциале намного более рискованные, чем развивающиеся; реализовать их активы бывает не так легко. Бразилия, Россия, Индия и Китай, среди инвесторов именуемые странами группы BRIC, относятся к более стандартизированной категории развивающихся рынков, а рынки в странах вроде Казахстана и Кении являются фронтиром: они находятся фигурально, если и не буквально, за пределами более стандартных развивающихся рынков.

За прошлый год крупные банки и фирмы с Уолл-стрит, в том числе Morgan Stanley, HSBC Holdings PLC, Barclays PLC и Deutsche Bank AG, целенаправленно вложили средства в рынки фронтира, оседлав волну интереса со стороны инвесторов. Merrill Lynch & Co. и MSCI Barra (консалтинговая фирма, также занимающаяся составлением биржевых индексов) занялись индексированием ключевых показателей, отражающих состояние этих рынков, а Standard & Poor's Corp., пионер этой отрасли с 1996 года, в октябре прошлого года предложила индекс, на основе которого можно вести биржевые торги.

Стремление на рынки фронтира - это продолжение тенденции инвестировать в развивающиеся рынки, характерной для минувшего десятилетия. Между тем как индекс развитых рынков Dow Jones Wilshire Developed Markets Index в течение последних пяти лет (по данным на 29 августа) приносил прибыль примерно в 11,1% в год, с учетом реинвестиции дивидендов, индекс развивающихся рынков Dow Jones Wilshire Emerging Markets Index вырос на 32,6%.

Тем временем на протяжении последних пяти лет (по состоянию на конец августа) индекс рынков фронтира S&P ежегодно рос на 28,8% с учетом реинвестиции дивидендов. В последние годы на рынках фронтира наблюдается энергичный рост экономики, подстегиваемый более мягкими ограничениями иностранных инвестиций, ростом ликвидности на финансовых рынках и совершенствованием корпоративного управления. Инвестиционные аналитики говорят, что по сравнению с развитыми странами там остается простор для колоссального роста.

Еще одно преимущество - это низкая корреляция между котировками акций в этих странах и их курсом на развитых рынках. Когда-то в этом состоял главный соблазн нынешней группы развивающихся рынков, но по мере эволюции они больше подстроились под стандартные экономики. Искушенные инвесторы постоянно выискивают способы лучше диверсифицировать свои портфели.

"В 2008 году многие инвесторы стараются прежде всего найти активы, которые не так уж тесно привязаны к судьбам Уолл-стрит", - пояснил в марте Майкл Хартнетт, возглавляющий в Merrill Lynch отдел глобальных стратегий на развивающихся фондовых рынках, когда его фирма запустила свой индекс рынков фронтира. По данным Merrill, с февраля 2000 года по декабрь 2007 года акции рынков фронтира по сравнению с индексом 500 акций от S&P, 32% от этого срока ежемесячно двигались в одном направлении; между тем корреляции на развивающихся рынках составили 73%, а на других развивающихся рынках - 96%.

Экономисты подчеркивают, что экономики стран, окруженных более богатыми соседями, имеют дополнительные стимулы для развития, что в особенности касается Центральной и Восточной Европы. Например, Словения находится под боком Австрии и Италии.

"Соседи - это важно", так как прямые зарубежные инвестиции и торговля облегчаются, - поясняет Маркус Сведберг, главный экономист шведской управляющей компании East Capital Holding AB. East Capital управляет несколькими фондами в развивающейся Европе и "на европейском фронтире", участие в которых предлагается институциональным и частным инвесторам по всему миру.

Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словения и Словакия вступили в ЕС и НАТО. Это означает, что они входят в блок со свободной торговлей и населением около 500 млн человек, что способствует экономическому развитию, а также в могущественный военный альянс, что укрепляет стабильность.

Однако европейский фронтир расположен вблизи России, а действия российских войск в Грузии нагнетают опасения, что Россия намерена проводить более напористую внешнюю политику, особенно в отношении бывших республик СССР. Почти все рынки фронтира и развивающиеся рынки в Восточной Европе и Западной Азии, вызывающие живой интерес у инвесторов, - это бывшие республики СССР или его страны-сателлиты. В их число входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан и Украина. Индексы рынков фронтира от S&P включают показатели Грузии, Казахстана и Украины.

"Россия применяет в Грузии свою военную силу, и тем самым Кремль почти незавуалированно дает понять соседям, что премьер-министр Владимир Путин и советское (так в оригинале. - Прим. ред.) правительство не постесняются применить военную силу для защиты своих интересов на местах и своей региональной сферы влияния, - говорит аналитик политических рисков Элизабет Стивенс из консалтинговой фирмы Jardine Lloyd Thompson. - Естественно, это ставит под угрозу развитие неоперившихся экономик, которые входят в следующую важную фазу своего экономического роста".

"Напряженность действительно усилилась", - сказал в интервью министр финансов Эстонии Ивари Падар об отношениях России со странами Балтии, добавив, что Эстония рассматривает "все возможные варианты наших действий", дабы гарантировать сохранение своей независимости.

Менеджеры фондов, которые вкладывают деньги в рынки фронтира, говорят, что в связи с этой напряженностью необходимо более четко оценить опасность, угрожающую конкретным странам в регионе. Согласно прогнозам, вероятна краткосрочная волатильность, но среднесрочный и долгосрочный потенциал в значительной части региона остается прочным.

"Для значительной части рынков фронтира основополагающие показатели на уровне компаний и стран в целом до сих пор остаются весьма прочными", - говорит Джеймс Аптон, старший специалист по инвестиционным портфелям, главный администратор Группы ценных бумаг развивающихся рынков Morgan Stanley. Эта группа управляет Frontier Emerging Markets Fund в Morgan Stanley. Но Аптон, подобно Дезеглизу из HSBC и Сведбергу из East Capital, подчеркивает необходимость при инвестировании проанализировать экономическое положение в каждой отдельно взятой стране, а не рассматривать перспективы всех стран фронтира в целом.

В применении к Восточной Европе это означает, что нужно рассудить, какие страны могут стать мишенью растущей напористости России и какие прочно встали на путь дальнейшего экономического развития. По словам политических аналитиков, особенно уязвимой к российской агрессии является, наряду с Грузией, Украина: это бывшая республика СССР, граничащая с Россией, имеющая многочисленное русскоязычное население, обладающая стратегически важными портами и вопреки воле Кремля лелеющая идею вступления в НАТО.

"Золотым мерилом" для инвестиций в развивающуюся Европу или европейский фронтир является членство в НАТО и ЕС, а также принадлежность к зоне евро - зоне с общей валютой, на данный момент объединяющей 15 стран. На данный момент всем трем критериям отвечает единственная страна, которая прежде была частью Советского Союза - Словения (так в оригинале. - Прим. ред.), а Словакия, член НАТО и ЕС, собирается перейти на евро с 1 января.

"Классификация по признаку членства в ЕС - удобный способ разделить государства региона на категории, так как процедура присоединения к этому блоку крайне важна как движитель реформ и экономики, - говорит Сведберг. - Но интересные возможности для инвестиций определенно есть и вне орбиты ЕС".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru