Экс-посол США в НАТО Кнут Фолькер в статье для The New York Times разбирает подоплеку вопроса об элементах американской ПРО в Европе.
Россия, получив известие об отказе президента США Барака Обамы от развертывания третьего позиционного района, не преминула "заявить о своей победе". Эта страна в последние годы "стала более авторитарной и занимается утверждением сферы влияния в близлежащих странах", пишет Фолькер. Сами американские противоракеты, по его мнению, мало интересуют Москву - ей важно "иметь право вмешиваться в происходящее на территории бывшего Варшавского договора".
В Центральной Европе тоже никому не нужны просто ракеты; здесь требуется "американское присутствие и гарантии безопасности дополнительно к тем, которые дает НАТО", продолжает автор статьи. Лидеры стран Западной Европы, в свою очередь, придерживаются политики вовлечения России в партнерские отношения, а не прямой конфронтации с ней. С этой точки зрения, чем хуже Россия себя ведет, тем больше "доводов" в пользу расширения взаимных контактов, а потому отказ от американской ПРО в Европе Париж и Берлин рассматривают как целесообразную любезность в адрес России.
В сухом остатке - "напористость России, историческая тревога Центральной Европы, индифферентность Западной Европы к Центральной и ее стремление к мирному налаживанию отношений с Россией". Вопрос об элементах американской ПРО в Европе потерял самостоятельную значимость и превратился в прикрытие для целого набора других проблем, уверен Фолькер. А поскольку Обама, отказываясь от планов предыдущей администрации, был нацелен именно на то, чтобы обеспечить Америке и ее союзникам более надежную защиту от иранских ракет, эти скрытые проблемы так и остались неразрешенными. Удобную возможность заняться ими вплотную автор статьи видит в планах разработки проекта новой стратегической концепции НАТО.