Со времени терактов 11 сентября 2001 года высокопоставленные американские чиновники десятки раз объявляли о громких судебных разбирательствах по обвинению в терроризме, которые при ближайшем рассмотрении оказывались куда меньшими угрозами. Однако все больше фактов свидетельствует, что дело Наджибуллы Зази, водителя автобуса в аэропорту Денвера, может оказаться не из этого ряда, пишет The New York Times. Некоторые следователи уже называют его самым серьезным за последние годы.
Согласно иску, поданному в федеральный суд Бруклина против Зази, его обвиняют в приобретении химических веществ, необходимых для создания бомбы: это пероксид водорода, ацетон и соляная кислота. Если версия обвинения верна, продолжает NYT, Зази, легальный иммигрант из Афганистана, тщательно спланировал террористический акт. Он посещал учебный лагерь в Пакистане, где прошел курс подрывника, и загрузил на свой ноутбук девять страниц инструкций по производству бомб из тех самых химических веществ, что он приобрел.
И хотя многие важные факты по-прежнему неизвестны, уже этих обвинений достаточно, чтобы отделить этого человека от других лиц, обвинявшихся в терроризме на территории США за последние годы. Чаще всего, поясняет издание, это были молодые люди, которые откликнулись на риторику Усамы бен Ладена или его сподвижников, у некоторых были вполне серьезные намерения, но обычно не было ни организации, ни навыков, ни финансирования. Обычно с ними работали агенты под прикрытием, которые предлагали оружие или даже помощь в разработке планов.
Что же касается дела Зази, оно "действительно напоминает то, о чем правительство постоянно говорило, но чего не было до сих пор", отмечает Карен Дж.Гринберг, исполнительный директор Центра закона и безопасности при юридическом факультете Университета Нью-Йорка. Ее центр изучал все дела, связанные с терроризмом, после 2001 года, и, как она рассказывает, многие оказывались "выдуманными террористическими досье", за которыми стояла незначительная или вообще несуществующая угроза.
На этот раз, говорит Гринберг, "ингредиенты весьма пугающие" и заявления правительства лишены той помпезности и склонности к преувеличениям, которыми сопровождались предыдущие аресты.
Джаррет Бракман, автор книги Global Jihadism ("Глобальный джихад") и консультант правительства по вопросам терроризма, отмечает, что некоторые детали - например, кто готовил Зази в Пакистане, - остаются невыясненными. Однако, по его словам, это дело может оказаться "одним из самых серьезных террористических заговоров о взрыве бомбы из тех, что были в США". Бракман отмечает сходство со взрывами в лондонском транспорте в июле 2005 года. "Вы не станете делать бомбу на основе перекиси ацетона, если не хотите убить людей и разрушить инфраструктуру", - добавляет эксперт.
Издание полагает, что прежде в аналогичных расследованиях федеральное правительство, очевидно, пыталось представить в нужном для себя свете незначительные дела с тем, чтобы оправдать агрессивные меры в рамках кампании против терроризма. В результате люди как в самом правительстве, так и за его пределами стали скептически относиться ко всем новым делам.
К примеру, пишет NYT, в августе федеральный суд Северной Каролины осудил Дэниела П.Бойда и нескольких его подельников, однако судья выразил открытый скептицизм относительно предположений обвинения о том, что фраза подзащитного насчет "поехать на пляж" означала предстоящее участие в актах насилия за рубежом.
На таком фоне даже следователи признают, что в деле Зази многое остается неясным. К примеру, неизвестно достоверно, соединил ли он приобретенные химические вещества воедино, и почему он переехали из Колорадо в Нью-Йорк без химикатов и оборудования.