Поглотив политику многих своих оппонентов, например, по вопросам атомной энергетики и однополых браков, она оставила им очень мало места, пишут СМИ, сообщая, что Ангела Меркель в результате вчерашних выборов в Бундестаг "не осталась без работы". Политическое пространство в Германии есть лишь на экстремистской, националистической периферии, и АдГ разыграла эту карту.
"Правоцентристская партия Ангелы Меркель лидирует, и она останется канцлером Германии на четвертый срок подряд", - сообщает The Guardian, комментируя воскресные выборы в Германии.
"Самый влиятельный лидер Европы, она представила еще одно доказательство своей политической выносливости, - говорится в редакционной статье. - Ключ к долголетию Меркель - то, что некоторые обозреватели называют "асимметричной демобилизацией": кооптировав политику многих своих политических противников из мейнстрима по различным вопросам, будь то ядерная энергетика, минимальная заработная плата или однополые браки, она оставила им очень мало места. Политическое пространство открыто лишь на экстремистской, националистической периферии".
Крайне правая партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) - ксенофобское и яростно-антиеевропейское движение - будет представлено в Бундестаге. "Несомненно, восхождение АдГ тревожит, - говорится в статье. - АдГ вводит в немецкую федеральную политику токсичность и поляризацию, которые не могут не беспокоить каждого приверженца либеральной демократии".
"И все-таки важно не реагировать чрезмерно остро. Говорить о возвращении Германии к призракам прошлого было бы чересчур. Германия - стабильная демократия. Она глубоко предана европейскому проекту. Ее политику не перевернули популистские силы, как это сделали в США и Великобритании Дональд Трамп и "Брекзит", - пишут авторы.
Даже с учетом появления АдГ в нынешней непредсказуемой глобальной ситуации итоги выборов в Германии скорее обнадеживают, чем тревожат, полагает издание, но замечают, что "вопрос о том, что и кто придет после Меркель", будет становиться все актуальнее.
"Германия, в конечном итоге, не такая уж исключительная", - пишет обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум. Это правда, что Ангела Меркель выдающимся образом останется канцлером на четвертый срок. Но Германия в целом не избежала западной популистской волны.
"АдГ - антииммигрантская, антиевропейская, антинатовская партия - получила 13,5% голосов, - говорится в статье. - Вывод: как в Нидерландах, Австрии, во Франции и Польше - и, что уж греха таить, в США, Британии, Венгрии, Швеции, Финляндии, Италии и практически повсюду - крайне правые националисты теперь громче заявят о себе в магистральной политике и в Германии".
Новые депутаты-националисты в Бундестаге уже пообещали постоянно "преследовать" Меркель. Эта группа наиболее сплоченно выступает по одному вопросу - неприятию гуманитарного решения Меркель впустить в страну большое количество беженцев, так что следует ожидать соответствующую истерию, считает Эпплбаум. "Наконец, эта группа пользовалась открытой и активной российской поддержкой в соцсетях, поэтому также следует ожидать более обширного и заметного присутствия России в интернете и даже роста пророссийских настроений в Германии", - рассуждает автор.
Ожидаемое партнерство Меркель и Макрона становится чуть более неустойчивым. И, хотя Меркель будет по-прежнему твердо возражать против военных действий России на Украине, вполне представимо, что придерживаться этой линии станет труднее, пишет Эпплбаум.
Но эти выборы имеют и положительный результат: Германия стала членом группы стран, борющихся с похожими проблемами, а не незаинтересованным аутсайдером, критикующим коллег "с высоты своего морального превосходства". "Так что, да, Меркель не осталась без работы, но эта работа стала труднее", - заключает обозреватель.
Итальянская La Repubblica публикует интервью с лидером АдГ Александером Гауландом. Адвокат и бывший член ХДС сказал об "исторической" победе своей партии: "Я объясняю ее тем, что многие темы, которые волнуют немцев, были исключены. Мы подвергнем Меркель давлению и завладеем страной".
"Например, вторжение Африки и Азии было принято как ни в чем не бывало, после чего осталось только констатировать: ну, теперь они здесь, - заявил лидер АдГ. - Немцы чувствуют, что страна переживает глубокие перемены, и восстают против этого превращения".
"Почему партия особенно сильна в землях прежней Восточной Германии?" - Политик пояснил: "Потому что там нет сильной связи с традиционными партиями, ХДС или СДПГ (...) И многие люди, многие жизни были разрушены падением Берлинской стены и объединением".
"Нет ли риска, что антисемиты и крайне правые элементы попадут в Бундестаг? Вы их изолируете?" - "Мне неизвестны ни антисемиты, ни представители крайне правых", - ответил Гауланд.
"А глава отделения АдГ в Тюрингии, Бьерн Хеке, тот, что назвал памятник жертвам Холокоста "позором", и считает, что не все, сделанное Гитлером, плохо?" - поинтересовалась журналистка. - "Он не антисемит, и, как бы то ни было, он не кандидат в Бундестаг", - возразил Гауланд.
На выборах в Бундестаг немцы ожидали атаки на демократию со стороны России: говорилось о гипотетических попытках оказать влияние на голосование, о сфальсифицированных новостях, украденных хакерами материалах из Бундестага или даже об атаках на программное обеспечения для подсчета голосов, пишет Георг Масколо в Sueddeutsche Zeitung. В итоге ни один из этих сценариев не подтвердился.
Вообще, практика оказания влияния на выборы, нанесения вреда политическим противникам, продвижение своих людей на те или иные должности имеет давние традиции, продолжает автор. Так, США с 1946 по 2000 год вмешивались в выборы в других странах 81 раз. СССР и его союзники проявляли аналогичную активность: спецслужбы ГДР подкупили как минимум одного депутата Бундестага и таким образом не допустили импичмента канцлера Вилли Брандта.
В Германии дан отбой, продолжает автор. Согласно одной версии, Россия поняла, что любые манипуляции бесперспективны и Меркель вряд ли удастся навредить, благодаря немецкой стратегии беспрестанно давать предупреждения. К тому же выборы в США стали отрезвляющими: Дональд Трамп оказался вовсе не той персоной, которую хотела видеть Россия. По другой версии, "опасения были чрезмерно раздуты", пишет Масколо.
"Один русский хакер, имеющий отношение к сети "Twitter-ботов", сказал в интервью BuzzFeed News, что он и еще 30 человек в России во время текущих выборов продвигали сообщения в поддержку немецкой ультраправой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ)", - пишут голландский исследователь Хенк ван Эсс и журналистка Джейн Литвиненко.
"Этот мужчина, который назвался Alexander, сообщил BuzzFeed News, что твиты рассылались "бесплатно (взаимовыгодно)". Он отказался вдаваться в подробности того, в чем состояла взаимная выгода, и не ответил, просил ли его кто-то помочь АдГ", - говорится в статье.
Подробно рассказав, как они вышли на этого человека и что узнали, журналисты сообщают: "Бот-ферма" Александера фокусируется не только на АдГ, показал поиск по его имени пользователя на Google. Среди записей в Twitter есть реклама автомобилей, пропаганда против российского оппозиционного политика Алексея Навального и эскорт-услуги в Дубае".
Также по теме:
После победы Меркель Берлин может ужесточить тон с Брюсселем (Le Monde)
RT Deutschland: Пропаганда? Какая пропаганда? (Tageszeitung)