"Через девять дней после того, как генеральный директор Facebook Марк Цукерберг отмахнулся как от "безумной" идеи от предположения, что фальшивые новости в соцсети его компании сыграли ключевую роль в американских выборах, президент Барак Обама отозвал юного миллиардера-технаря в сторонку, чтобы поговорить с ним в надежде открыть ему глаза", - сообщают Адам Энтус, Элизабет Двоскин и Крег Тимберг в The Washington Post.
"В течение месяцев, предшествующих голосованию, Обама и его главные помощники тихо терзались, не зная, как реагировать на наглое вмешательство России на стороне штаба Дональда Трампа, не усугубив ситуацию. Через несколько недель после неожиданной победы Трампа некоторые из помощников Обамы оглянулись назад с сожалением, что не сделали больше", - говорится в статье.
"И вот, в укромной комнате в кулуарах встречи мировых лидеров в Лиме (Перу, 2016 год) за два месяца до инаугурации Трампа, Обама лично обратился к Цукербергу с просьбой принять всерьез фальшивые новости и политическую дезинформацию. Обама предупредил: если Facebook и правительство не сделают больше, чтобы разобраться с этой угрозой, на следующих выборах она только усугубится", - передают авторы.
"Цукерберг признал проблему фейковых новостей, но сказал Обаме, что эти сообщения не широко распространены на Facebook и против них нет простого средства, рассказали нашему изданию источники, уведомленные об этом разговоре, на условиях анонимности, потому что речь шла о частной беседе", - говорится в статье.
"Эта беседа 19 ноября стала точкой вспышки в рамках бурного года, когда Цукерберг признал масштаб новой угрозы - скоординированной атаки на американские выборы со стороны теневой иностранной силы, использовавшей созданную им соцсеть, - сообщают журналисты. - Как и правительство, Facebook не предвидел волну дезинформации, которая приближалась, и последовавшее за ней политическое давление. Компания тогда приняла ряд трудных решений, чтобы укрепить свои системы, не ограничивая свободный дискурс для пользователей по всему миру".
"Одним из результатов этих усилий стало признание Цукерберга, сделанное в четверг, что его компанией действительно манипулировали, и обещание предоставить Конгрессу более 3 тыс. политических рекламных объявлений, купленных предположительно российскими оперативниками, - говорится в статье. - Однако этот момент, привлекший внимание общественности, последовал за многомесячными закулисными маневрами, которые ввергли Facebook - одну из самых ценных компаний мира, к услугам которой каждый месяц прибегает треть жителей Земли, - в многостороннюю вашингтонскую борьбу за власть, чреватую большими потерями".
"Некоторые критики говорят, что Facebook тянул время и сейчас начал действовать только из-за политического давления извне", - передают журналисты.
"Имела место систематическая безответственность" со стороны Facebook, по словам Зейнеп Туфекчи, доцента Университета Северной Каролины, изучающей влияние соцсетей на общество и правительства. "Она коренится в излишней уверенности компании, что она знает, как лучше, в ее наивном представлении о том, как работает мир, в настойчивых усилиях избежать надзора и бизнес-модели, подразумевающей привлечение очень немногих сотрудников, из-за чего некому следить за происходящим", - сказала Туфекчи.
"Facebook заявил, что ответил надлежащим образом", - передают журналисты.
"Мы верим в могущество демократии и именно поэтому воспринимаем так серьезно эту работу над обеспечением честности выборов и при первой возможности решили поделиться тем, что узнали", - сказал Эллиот Шраге, вице-президент Facebook по общественной политике и коммуникациям. "Пресс-секретарь Обамы отказался дать комментарий", - говорится в статье.
"В данном отчете, основанном на интервью, которые дали более десяти человек, участвовавших в правительственном расследовании реакции Facebook, впервые изложена подробная предыстория 16-месячного путешествия, в ходе которого компания признала неожиданную атаку на американскую политическую систему и искала инструменты для ограничения нанесенного ею ущерба, - сообщают авторы. - Здесь раскрыто, в частности, как Facebook заметил элементы российской информационной операции в июне 2016 года и затем оповестил ФБР. И все же в последующие месяцы правительству и частному сектору было трудно работать вместе над диагностикой и устранением проблемы".
"Нарастающая политическая драма вокруг этих проблем пришлась на период более широкого признания Facebook, когда Цукерберг ломал голову, стоит ли более активно бороться с проявляющейся темной стороной его соцсети, в частности, с фальшивыми новостями и прямыми видеотрансляциями суицидов, а также как быть с обвинениями, что его компания подвергает цензуре политические высказывания", - говорится в статье.
"Эти проблемы вынудили Facebook и другие компании Силиконовой долины сопоставить, что весомее - такие основополагающие ценности, как свобода слова, или проблемы, возникающие, когда злонамеренные лица используют эти самые свободы, чтобы распространять насилие, ненависть и дезинформацию", - пишут авторы.
"Между тем обе партии все громче требуют нового закона для регламентирования индустрии высоких технологий, которая в связи с нарастанием ее богатства и влияния в последние 10 лет практически всегда делала что хотела в Вашингтоне, несмотря на опасения критиков, - говорится в статье. - В частности, в Конгрессе и других структурах федерального правительства подготавливается почва для закона, требующего, чтобы высокотехнологичные компании, подобно газетам, телеканалам и другим традиционным носителям предвыборных агитационных материалов, раскрывали, кто покупает политические объявления и за какие деньги".