Таинственный британский адвокат сидящего в тюрьме нефтяного магната Михаила Ходорковского стал полицейским осведомителем за несколько дней до своей гибели в загадочной катастрофе вертолета.
Стивен Куртис, помогавший управлять огромной финансовой империей российского миллиардера, погиб в марте, когда его шестиместный вертолет Augusta 109 упал в поле неподалеку от Борнмута.
На похороны в Дорсет приехали сотни людей, включая Бориса Березовского, еще одного российского олигарха и политического противника президента Владимира Путина.
Новое свидетельство вызывает сомнения, касающиеся обстоятельств его смерти. Следственная группа высокого уровня пытается установить, действительно ли авария была несчастным случаем.
Вчера в программе новостей Четвертого телеканала сообщили, что Куртис был осведомителем Национальной службы уголовных расследований (NCIS) в Лондоне, но до гибели говорил со своим контролером только дважды.
Куртис управлял "Менатепом" - компанией, которая контролирует нефтяной гигант ЮКОС. Он был доверенным лицом бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, который впал в немилость у президента Путина и обвиняется в мошенничестве и неуплате налогов.
Представители Отдела расследований воздушных катастроф (AAIB) утверждают, что еще не составили определенного мнения, а на восстановление картины катастрофы могут уйти месяцы, поскольку взрыв был очень сильным.
В ноябре прошлого года, когда крупные игроки ЮКОСа оказались за решеткой или бежали, Куртис стал управляющим директором "Менатепа". Это означало, что фактический руководитель компании недосягаем для российских властей.
Куртис, фотографий которого никто не видел до сих пор, родился в 1958 году в Сандерленде, изучал экономику и право в Университете Эйберствита. Он работал клерком в Королевском суде Честера, а затем поступил в юридическую фирму Fox & Gibbons, где создал сеть арабских клиентов из стран Персидского залива.
В Fox & Gibbons он вел стратегическую сделку между одной из российских нефтяных компаний и Объединенными Арабскими Эмиратами. В 1994 году он создал собственную фирму Curtis & Co, но расстался с ней в 1998 году, когда стал больше заниматься "Менатепом". Его работа произвела на Ходорковского такое сильное впечатление, что после ареста олигарха в октябре прошлого года Куртис вышел из тени и стал боссом, контролирующим активы, стоимость которых составляет 30 млрд долларов.
За несколько недель до катастрофы он получал угрозы и был уверен, что его разговоры прослушивают российские власти и конкуренты. Он говорил, что планирует продать свою лондонскую квартиру, так как о ней слишком многие знают.
Насколько значительной была его роль в ЮКОСе, видно из документов, которые удалось получить Четвертому каналу. Например, в 1999 году он разработал структуру офшорного торгового бизнеса ЮКОСа, дающую ему контроль над компаниями, с которыми он якобы не был связан, что позволяло скрыть налогооблагаемые продажи от российских властей.
С тех пор ЮКОС получил налоговый счет на сумму 3,5 млрд долларов и подвергся атаке, организованной президентом Путиным, явно стремящимся нейтрализовать могущественного олигарха. Компании, московский офис которой на прошлой неделе снова подвергся обыскам, запрещено продавать и переводить свои активы. Ожидается, что суд над Ходорковским, отвергающим обвинения в мошенничестве, начнется в июне.