На пшеничных полях Словакии набирает темп вывод промышленности из Западной Европы.
За стенами средневекового города Трнава, насколько хватает глаз, раскинулся лес бетонных столбов. Сотни грузовиков, поднимая пыль, снуют туда-сюда, а в небо вздымаются краны.
Через два года эта огромная строительная площадка станет заводом "Пежо", выпускающим в год 300 тыс. автомобилей, которые будут экспортироваться в Западную Европу и другие страны мира. Его окружат заводы поставщиков, и в регионе, который уже может похвастаться заводом Sony, выпускающим телевизоры с плазменными экранами, появится около 10 тыс. новых рабочих мест.
Милан Янкура, директор компании Invest Trnava, которая помогла привлечь французских автопромышленников, пообещав им бесплатный земельный участок, счастлив: "Люди полностью поддерживают этот проект, они понимают, что у них будет работа. Настроение очень позитивное".
Словакия будет одним из беднейших членов Европейского союза, куда она вступит в субботу, но уже сегодня ее окрестили "европейским Детройтом". Здесь уже есть завод Volkswagen, ежегодно производящий 250 тыс. автомобилей, а в марте Словакия выиграла тендер у Польши и Венгрии и заключила сделку с корейской компанией Hyundai, которая планирует построить свой первый завод в Европе.
К 2007 году Словакия, где живет чуть больше 5 млн человек, будет ежегодно производить 850 тыс. автомобилей, то есть станет крупнейшим в мире производителем в пересчете на душу населения.
Журнал Forbes недавно назвал Словакию "инвестиционным раем". "Словакии суждено стать новым Гонконгом или Ирландией, маленькой страной, обладающей экономической мощью".
В Словакии есть завод Samsung, выпускающий принтеры и телевизоры, и завод Whirlpool, производящий стиральные машины и являющийся одним из стальных гигантов Европы.
Но речь не только об автомобилях и не только о Словакии. Новые восточноевропейские члены ЕС, со своими маленькими зарплатами и низкими налогами, привлекают больше инвестиций, чем Китай в пересчете населения. В апреле коммерческий банк Merrill Lynch заявил: "Непонятно, зачем японскому производителю автомобилей или американскому производителю микрочипов заниматься производством в Западной Европе. Готовьтесь к уходу промышленности из Западной Европы".
Недалеко от словацкой столицы Братиславы современный завод Volkswagen ежедневно выпускает 700 машин, идущих на экспорт, в том числе - в Японию и Америку. Это один из трех главных заводов компании, на долю которого приходится почти четверть словацкого экспорта.
"Мы находимся в Центральной Европе, что снижает транспортные расходы, - заявил Томас Шмалл, один из четырех директоров завода. - Люди здесь отличаются действительно высокой квалификацией. Политический риск, по сравнению с соседними странами, невелик. Стоимость рабочей силы является одним из главных преимуществ. Если учесть все факторы, Словакия выходит на первое место".
Средняя стоимость труда заводского рабочего в Словакии почти в 10 раз ниже, чем в Германии или Британии. Стремясь привлечь новые инвестиции, Словакия снизила налог на прибыль компаний и ввела единую ставку подоходного налога в 19%. Эстония просто отменила налог на прибыль.
Однако лидеры самих дорогих европейских стран уже начинают жаловаться. Канцлер Германии Герхард Шредер недавно заявил: "Такая политика не позволяет правительствам финансировать инфраструктуру из собственных источников, и это приводит к финансовой помощи из Брюсселя. В конце концов, на плечи членов ЕС лягут проблемы, с которыми мы просто не справимся".
Йоран Перссон, премьер-министр Швеции, сказал о новых членах ЕС: "Если они думают, что мы обложим налогами Швецию, Финляндию и Данию, чтобы посылать деньги в Восточную Европу, где богатые не платят налогов, то это недопустимо".
Но Шмалл заявил: "Наши противники находятся не в Европе, а за ее пределами. То, чего не сделает Европа, сделает Китай".