"Мы против диктатуры, которую олицетворяет Путин", - говорит Роман Доброхотов. 21-летний сын доцента философии, выросший в либеральной атмосфере, оканчивает элитный московский университет, выпускающий дипломатов. Перспектива работы в государственных органах его не привлекает, сказал он в интервью, сидя в американском баре на Площади Маяковского.
Доброхотов - один из лидеров анти-путинского движения. Проректор уже однажды вызывал его для серьезного разговора после звонка из Кремля. "Сегодня решается вопрос о том, будет Россия демократической страной или мы потеряем связи с Западом", - говорит Доброхотов. Он одет в строгий костюм с галстуком и оранжевую рубашку.
Студенты-"революционеры" организуются при помощи базы данных, договариваются по электронной почте и мобильным телефонам. На этой неделе они выйдут на демонстрацию, если Михаила Ходорковского, подвергающегося преследованиям олигарха, приговорят к тюремному заключению. "Мы требуем, чтобы судебный процесс был честным. То, что все делается по указке Кремля, очевидно ", - говорит Доброхотов.
"Идущие без Путина"
Движение называется "Идущие без Путина". Такое название было выбрано как ответ подчиняющейся Кремлю молодежной организации "Идущие вместе". Фанаты Путина имели возможность неоднократно лицезреть своего идола во время митингов на Красной площади, были на аудиенции у президента. Движение протеста возникло в начале этого года в родном городе Путина Санкт-Петербурге. Для многих трехкратное повышение цен на проезд в общественном транспорте, ударившее по карману студентов, получающих стипендию в 12 евро, стало последней каплей.
Другие присоединились, когда было отменено освобождение студентов от службы в армии. Протест из социального перерос в политический. Во время своей последней акции протеста петербургская организация напомнила о жертвах кровавого теракта в Беслане и потребовала отставки Путина и руководителя спецслужб, которые оказались не в состоянии справиться со своими задачами. Милиция пытается помешать проведению акции, производя аресты участников еще до того, как они развертывают свои плакаты, рассказывает основатель этого движения Михаил Обозов.
Социальный и политический протест
Пока что молодежь, настроенная против Путина, составляет меньшинство. Однако эти молодые люди чувствуют себя причастными к тем процессам, которые начались в России полгода назад. Апатия улетучилась, волна протестов набирает силу. В настоящее время в Москве около 4 тыс. студентов вышли на улицу, протестуя против маленьких стипендий и мизерных окладов своих профессоров, в Нижнем Новгороде - 2,5 тыс. Население республики Башкирия отважилось на восстание против авторитарного правительства Муртазы Рахимова.
Первыми, кто в начале этого года вышел на демонстрацию, были исполненные праведного гнева пенсионеры, которые всегда тихо сидели дома и молча страдали. Они блокировали движение на улицах, ставили палатки на железнодорожных путях, штурмом брали петербургское метро, не платя за проезд, и даже избили проводника. Сотни тысяч пенсионеров протестовали против того, что правительство лишило их льгот, а именно бесплатного проезда в общественном транспорте, бесплатных лекарств и низкой платы за жилье, предложив им за это далеко не полную денежную компенсацию.
Принцип лейки
Кремль попытался разрядить взрывоопасную ситуацию, распределив по стране деньги по леечному принципу. Однако демонстранты почувствовали свою власть и вкус к борьбе. Не последнюю роль тут сыграла смена режима на Украине и в Киргизии, которая вселила в них мужество и вызвала в Кремле легкую панику. "Революции на Украине и в Грузии стали для многих из нас решающим моментом", - говорит Доброхотов.
В России невозможно такое же развитие событий, как в Киеве и в Тбилиси. "Но мы находимся в том же политическом пространстве", - говорит политолог Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. В России тоже существует олигархическая система, которая обслуживает один маленький клан. Часть элиты вытесняют, и она солидаризируется с негодующим народом, который восстает против вопиющего социального неравенства и мелочной опеки полуавторитарного государства.
Отсутствие карьерных шансов
И студенты, и пенсионеры знают, что в запасе у государства имеется 150 млн долларов, полученных от продажи нефти и газа. Они также знают о том, что сын министра обороны Сергея Иванова в 25 лет стал вице-президентом влиятельного Газпром-Банка, что сын Рахимова контролирует нефтяной бизнес в республике, что дочь бывшего мэра Петербурга Собчака пытается сделать своего друга, обычного милиционера, начальником милиции города. У населения должны быть шансы сделать успешную карьеру, а при Путине их все меньше, говорит Рябов.
Сам Путин следит за развитием событий последних месяцев с тихим ужасом. Таким измотанным, как во время последнего визита на Ганноверскую ярмарку, президента не видели давно. Шок от волны протестов очень глубокий. Путин - в большей степени бюрократ, чем политик, - любит организованное население, но не самостоятельных активных граждан. Теперь изобретатель "управляемой демократии" пожинает плоды того, что он посеял. Парламент ему подчинить удалось, однако его кремлевская партия "Единая Россия", лишенная какого бы то ни было внутреннего содержания, распадается и проигрывает одни региональные выборы за другими.
Несостоятельность региональных князей
Тот факт, что Путин после теракта в Беслане упразднил выборы губернаторов, говорит не в его пользу, поскольку сейчас вся ответственность за несостоятельность региональных князей лежит на нем. "Раньше протестовали против тех, кого выбрали, теперь - против тех, кого назначил Путин. Если у народа нет возможности выбирать, то единственное, что остается, - это идти на демонстрацию", - говорит филолог Николай Петров. Кремль шокировало то, что спонтанные массовые демонстрации оказались возможными, считает Петров. "Люди просто перестали бояться".
Путин между тем повторяет старые ошибки. Он снова делает ставку на централизацию власти, ужесточает законы о проведении выборов. Однако ему даже не удастся вовремя назначить новых губернаторов. Почти всех достойных людей помешанный на контроле глава Кремля запугал. Он окружил себя "серыми господами", такими, как незаметный, прозрачный премьер-министр Михаил Фрадков.
Как у динозавра
В то же время Кремль, переоценив популярность президента, начал одновременно десяток реформ и потерял контроль над ситуацией. Политолог Рябов видит в этом "признаки кризиса системы". Его коллега Петров говорит о параличе центральной власти: "Путин не может сохранить свою систему. Это как у динозавра, которому требуется много времени, пока сигнал от маленькой головы дойдет до большого тела". Главная проблема Путина не в том, как ему сохранить власть в 2008 году, когда он по конституции должен будет уйти с поста президента. Ему стоит задуматься о том, что он уже сейчас теряет контроль над ситуацией. "Сегодняшний режим не продержится до 2008 года", - предрекает Петров.
Возможно, это преувеличение. В России еще есть что делить, так что отдельные группы можно будет подкупить. Однако вопрос в том, хочет ли Путин делиться. Выгнанный премьер-министр Михаил Касьянов, воспитанник ельцинского клана и друг бывших олигархов, попытался найти себе занятие в экономической сфере. Будучи отверженным системой, он его так и не нашел.
И вот на конференции в Лондоне он поднял знамя как возможный соперник Путина в 2008 году. Целью анти-путинского молодежного движения Романа Доброхотова являются свободные президентские выборы и наличие кандидатов от демократии. Организация насчитывает сотню молодых людей в 11-миллионной Москве. Однако в следующем году в Москве нас будет уже тысяча, а по всей стране десятки тысяч, говорит студент. "Путин - наш важнейший союзник, - уверен Доброхотов. - Он делает все, чтобы разрушить свою собственную систему".