Германия, безусловно, является важнейшим торговым партнером России
Перед в выборами в бундестаг немецкая экономика была несколько озабочена. Сомнения, продолжит ли канцлер Ангела Меркель дружественный экономический курс ее предшественника Герхарда Шредера, звучали не только в кулуарах. Тем большим оказалось облегчение, когда Меркель после вступления в должность дала понять, что о принципиальных изменениях речи нет, перемены коснутся только личных отношений с президентом Владимиром Путиным. Канцлер также не собирается чинить препятствия расширению немецко-российского экономического сотрудничества, которое подпитывают растущие цены на нефть и газ.
Поэтому топ-менеджеры, которые раньше всегда сопровождали в поездках Шредера, в эту среду отправляются на двухдневные германо-российские экономические переговоры в сибирский Томск уже с Меркель. Среди них - председатели правлений BASF и Eon Юрген Хамбрехт и Вульф Бернотат. Это породило слухи о том, что может быть достигнута принципиальная договоренность с главой "Газпрома" Алексеем Миллером о совместной эксплуатации месторождения Южно-Русское в Западной Сибири, даже если финансовые вопросы останутся до поры открытыми. Кроме того, в списке гостей присутствуют Хартмут Медорн, глава немецкого железнодорожного ведомства, Томас Эндерс из правления EADS, главы Deutsche Bank и Commerzbank Йозеф Акерманн и Клаус-Петер Мюллер, а также глава банка KfW-Bank Ханс Райх.
KfW и Deutsche Bank в октябре прошлого года получили государственную гарантию на миллиардный кредит для "Газпрома". После того как в Германии возникла дискуссия о возможной заинтересованности в этом вопросе Шредера, "Газпром" публично заявил, что уже не собирается пользоваться кредитом, но дальше слов дело не пошло. Шредер как представитель "Газпрома" был избран главой комитета акционера Северо-Европейского газопровода.
Тогда как немецкие средства массовой информации обсуждают возрастающую зависимость от России и надежность России как поставщика энергоносителей, немецкие предприятия хорошо зарабатывают на покупательском буме в этой стране как на потребительском рынке, так в промышленности. Восточный комитет немецкой экономики положительно оценивает движение России в рыночную экономику. "Для немецкой экономики Россия является одним из важнейших зарубежных партнеров", - говорит его глава Клаус Мангольд.
Внешнеторговая статистика подтверждает его правоту: ни в одну страну Россия не ввозит столько товаров, как в Германию, и ни из одной страны не импортирует столько товаров, как из Германии. В прошлом году торговый баланс составил 39 млрд евро; это почти на четверть превышает показатели предыдущего года. Ни один рынок сбыта немецких товаров не рос так быстро, как российский: он прибавил 15,4%. Станки и приборы, продукция химической промышленности, автомобили и запчасти к ним возглавляют список немецких поставок. В свою очередь, в Германию идут в основном нефть и газ, которые составляют три четверти немецкого импорта.
В свете этого, говорит Мангольд, продолжающаяся критика энергетической зависимости Германии от России несправедлива. Россия даже без учета нефти и газа является стратегическим партнером и предлагает много возможностей для сотрудничества, считает он. Немецкие предприятия это поняли - в течение ближайших лет они собираются инвестировать в Россию 2 млрд евро.
И действительно, немецкие концерны ведут прибыльный бизнес в Москве и в других развивающихся центрах страны с 140-миллионным населением. "Мы зарабатываем в России хорошие деньги", - говорит глава торгового концерна Metro Ханс-Йоахим Кербер. Правила ведения бизнеса в России не сложнее, чем в Западной Европе. Хорошо развивающаяся конъюнктура, рост экономики, подкрепляемый высокими валютными поступлениями и резервами, держит потребительский спрос на высоком уровне.
Председатель правления Deutsche-Bank Тессен фон Хайнебрек видит хорошие перспективы у российского финансового сектора. Страхование вкладов и увеличение минимального капитала банков сделали российскую банковскую систему более надежной. Также стал возможен приход в Россию иностранных банков.
Предстоящее вступление России в ВТО, говорит Мангольд, подчеркивает необходимость быстрой модернизации российской промышленности. В этом тоже кроется хороший шанс для немецких производителей. Бывший топ-менеджер Daimler-Chrysler видит приоритеты дальнейшего сотрудничества в авиации и освоении космоса, в автомобильной промышленности, в сфере высоких технологий и логистике. Немецкие менеджеры отмечают прогресс в экономических реформах, прежде всего указывая на реформы налогового и таможенного права, которые способствуют улучшению инвестиционного климата.
Однако законопроект, который сейчас обсуждается в российском парламенте, может его только ухудшить. Из него вытекает, что доступ иностранных инвесторов к так называемым стратегическим отраслям промышленности будет ограничен. В их число входят не только оборонная промышленность, добыча сырья и электроэнергетика, но и отдельные сегменты автомобильной промышленности и машиностроения. Из-за этого концерну Siemens так и не удалось приобрести производителя турбин "Силовые машины".