Ангела Меркель успешно завершает серию внешнеполитических визитов после вступления на должность федерального канцлера. В Томске, во время российско-германских консультаций, ей предстоит решить нелегкую задачу. Во время встречи с президентом Владимиром Путиным Меркель должна обозначить контуры дальнейшего сотрудничества России и Германии. А в этом вопросе грань между навязыванием дружбы и удержанием дистанции слишком тонка.
Трудной эта задача является и потому, что Россия сильно изменилась за последние годы. Для первых лет пребывания Путина во главе государства была характерна неуверенность. Повышенные тона, на которых иногда изъяснялась Москва, были скорее компенсацией потери значимости времен супердержавы СССР. Запад тогда опасался, что из-за депрессии Россия может стать агрессивной.
Времена изменились. Экономический рост, политическая стабилизация и растущая сила страны как поставщика энергоресурсов послужили мощным толчком для укрепления самосознания. Претензии России на активную роль в мировой политике более сдержанны, но озвучиваются они достаточно настойчиво. Москва хочет иметь слово на Балканах, на Ближнем Востоке и в Иране. И на этот раз за притязаниями Москвы стоит реальная сила. Не случайно США и ЕС отвели России в поиске компромисса по иранской атомной программе особое место.
Вот с этого и начинается дилемма Меркель. С одной стороны, она должна заручиться поддержкой России, поскольку без нее не удастся урегулировать столь масштабный конфликт. Россия является второй по величине ядерной державой, имеет право вето в Совбезе ООН и обладает растущей властью как поставщик энергоресурсов. Таким образом, без России, и это понял еще предшественник Меркель Герхард Шредер, в Европе не будет стабильности.
С другой стороны, ответственность канцлера диктует необходимость показать российской стороне, что с точки зрения западной демократии страна выбрала неправильное внутриполитическое направление. Путин так и не смог рассеять сложившееся впечатление, что Россия скатывается к авторитарному государству.
Проблема для Меркель состоит еще и в том, что на нее оказывается давление сразу с нескольких сторон. В США множатся голоса, призывающие к более жесткой позиции в отношениях с Россией - конечно, не без корыстных интересов. США опасаются, и небезосновательно, что укрепление позиций Китая и России ограничит их собственную свободу действий. Но Германия не заинтересована в изоляции России. К тому же в Германии существует несколько наивное видение мира. Возмущение охватывает немецкие СМИ лишь тогда, когда Россия начинает вести и позиционировать себя как супердержава. Но Россия, в отличие от Германии, таковой и является. Абсурдно предполагать, что Москва просто возьмет и откажется от своих интересов и убеждений, если они не совпадают с нашими представлениями. Другие крупные державы тоже этого не сделают.
Вместо того чтобы все больше дрожать от страха перед "российской угрозой", лучше судить о Москве по ее действиям. Внешнеполитический баланс последних месяцев выглядит не так уж плохо. Ростки демократии на Украине и в Грузии Путин, несмотря на все опасения, не растоптал. А российская линия поведения в отношениях с "Хамасом" или противостояние независимости Косово можно просто посчитать ошибкой. Американские и европейские концепции тоже зачастую неубедительны.
Несомненно, Россия ведет противоречивую политику по отношению к Ирану. С одной стороны, она заявляет, что никогда не признает Иран в качестве ядерной державы. С другой - Россия поставляет Тегерану зенитные ракеты. Такого рода противоречия порождают недоверие.
Меркель предстоит найти необходимый баланс. Нет смыла грозить России пальцем. Полезнее было бы решительно указать партнеру по переговорам на то, что правительство такой неоднозначной политикой вредит в первую очередь себе и своей стране. России необходимо сотрудничество с Европой точно так же, как и Европе с Россией.
Политика, проводимая Москвой, не должна вызывать ощущения двойной игры. Политики, а также российские компании должны следить за тоном своих заявлений. И не важно, что стояло, к примеру, за резкими заявлениями по поводу газовых поставок - важно, как оно было сделано. То, что для одного является всего лишь констатацией фактов, другим может быть расценено как угроза. США тоже упускают это иногда из вида. Указание на это в Томске может помочь в будущем. Критика России как крупной державы зачастую начинается с ошибочного пункта.