Заговор с целью сокрытия основных данных по Чернобылю - если бы эти слова принадлежали Greenpeace, на них бы никто не обратил внимания, но, когда их произносит такой ярый сторонник атомной энергетики, как Ричард Гарвин, советник практически всех администраций от Кеннеди до Клинтона, ситуация меняется. А тот факт, что международные СМИ не обратили внимания на его разоблачения, удивляет.
20 лет назад человечество стало свидетелем самой страшной ядерной катастрофы в истории. И с 1986 года эксперты, экологи и международные организации ведут спор о количестве погибших и о последствиях. Одни используют данные о чернобыльской аварии для реабилитации ядерной энергии, преуменьшая значение инцидента, другие доходят до безапелляционного приговора всем АЭС в мире, забывая при этом, что в Чернобыле действовал не типично гражданский реактор, а, как утверждает физик Карло Бернардини из университета La Sapienza, "реактор без "крышки", иными словами, без защиты, что позволяло производить плутоний-239 для ядерного оружия".
К огромному количеству цифр и досье в сентябре 2005 года прибавился доклад Cernobyl Forum, международной команды, в состав которой входили представители стран, больше всего пострадавших от аварии, таких как Белоруссия, а также восемь агентств ООН, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и МАГАТЭ. Этот доклад был составлен в надежде на то, что можно будет положить конец полемике. В докладе содержится вывод о том, что чернобыльский инцидент был серьезным, но не катастрофическим: в зонах, наиболее пострадавших от радиации, прогнозируется "лишь" 4 тыс. случаев заболевания раком. "Обнадеживающее послание", - утверждает представитель ВОЗ Майкл Репаколи. "Скандал", - настаивает Гарвин, восстанавливая факты.
В 1993 году Unscear, комитет ООН, фиксирующий глобальные уровни и последствия радиации, установил, что общая доза радиоактивности, связанная с чернобыльской аварией, составляла 600 тыс. зиверт на человека. Однако позднее эти данные исчезли: не осталось и следа от следующего доклада Unscear 2000 года и доклада Cernobyl Forum, в который входил этот комитет ООН. Если бы этот доклад не был "сокрыт", на чем настаивает Гарвин, данные о смертности значительно возросли и следовало бы прогнозировать 34,2 тыс. случаев заболевания раком, из которых свыше 12 тыс., а не 4 тыс., будут зафиксированы в самых пострадавших районах.
Совершенно очевидно, что "все эти смертельные случаи не будут идентифицированы как последствия чернобыльской аварии, десяткам тысяч людей, которые умрут от рака, будут приписаны иные причины, но фактом остается то, что гибель людей связана с Чернобылем", утверждает ученый.
Можно возразить, что слово "заговор" слишком сильное: научные комитеты всего мира используют имеющиеся данные, апеллируют к удобным методологиям. "Дело в том, - говорит Гарвин, - что цифра 600 тыс. зиверт не опротестовывается, не уменьшается, но о ней "забыли" восемь агентств ООН, вот почему я говорю о заговоре". Но почему МАГАТЭ и Forum так поступили? "Не исключено, что самые пострадавшие страны, такие как Белоруссия, хотят сократить расходы, связанные с Чернобылем, и атомная промышленность стремится преуменьшить страхи, связанные с ней".
Гарвин - ученый, который вне всяких подозрений: он является ярым сторонником атомной энергетики, вот почему он так суров. "Поведение представителей атомной отрасли напоминает поведение многонациональных табачных компаний, отрицающих зависимость от никотина. Такое поведение неприемлемо. Атомная промышленность должна честно признать последствия Чернобыля, потому что ее история в целом свидетельствует о безопасности АЭС, а преимущества атомной энергетики перевешивают ее недостатки".