Сеголен Руаяль делает ставку на женскую команду, в которую должны войти Ангела Меркель и Хиллари Клинтон. "Вето на санкции в Судане, не исключаю бойкота Олимпийских игр". Интервью
- Мадам Руаяль, испанский премьер-министр Сапатеро поднялся вместе с вами на помост в Тулузе, в то время как итальянский премьер Романо Проди сомневался, принимать ли ваше предложение об участии в митинге в Лионе в пятницу, и направил вам лишь видеопослание. По вашему мнению, итальянские левоцентристы оказывают вам достаточную поддержку?
- Романо Проди действительно направил мне длинное послание перед митингом в Лионе, чтобы выразить свою поддержку. Мы встретились в Риме, и, как известно, у нас общее видение Европы и того, как она должна подниматься. Я была очень тронута этой поддержкой.
- Вы думаете, Италия может стать источником вдохновения для вас? Речь шла о коалиции социалистов с центристом Франсуа Байру, часто упоминалась также модель новой демократической итальянской партии.
- Вместе с коалицией возникает также много проблем, их не всегда легко решить, принимая во внимание их разнообразие. У нас во Франции более стабильная избирательная система по сравнению с Италией, хотя я хотела бы ввести пропорциональную квоту. Мы будем обсуждать этот вопрос в парламенте. Я готова провести такую реформу, очень важно придать дополнительное дыхание Европе.
- Берлускони между тем заявляет о своей поддержке Саркози.
- Это раскрывает ставки в игре для французов, потому что Берлускони, который поддерживает Саркози, выступал за отправку войск в Ирак, и речь идет о позиции, которую не разделял Проди. Довольно интересно отметить такие расхождения.
- Если вы будете избраны президентом, с какими предложениями вы пойдете на Европейский совет в июне? Почему ваше избрание, а не Саркози, будет способствовать упрощению процесса создания Европы?
- Потому что я убежденная европеистка.
- В большей степени, чем Саркози?
- Потому что я не выступаю за Европу-союзницу США. Я никогда не буду извиняться, как это сделал Саркози, перед президентом Бушем за отказ Франции отправить войска в Ирак. Европа вовсе не заинтересована в присоединении к позициям Соединенных Штатов. Напротив, Европа и Франция хотят обеспечить многополярный мир. Европейская общественность доверяет мне, судя по последним опросам.
- Чтобы придать импульс Европе, Саркози предлагает облегченное соглашение, а вы настаиваете на новом референдуме. Вы не боитесь второго "нет" французов?
- Я уважаю французский народ, я уже высказывалась по этому поводу, нельзя и думать о том, чтобы решать все дела втемную, у него за спиной, приняв мини-договор. Это не соответствует, в том числе, и мнению Ангелы Меркель, которая является в настоящее время председателем ЕС. Я говорила с ней об этом и знаю, что европейские лидеры обеспокоены тем, как французский народ может вновь высказать свое мнение. Референдум может состояться в 2009 году, в один день с европейскими выборами. Это означает, что нет необходимости тратить время. Может показаться, что 2009 год еще далеко, но это не так.
- Но до этого гипотетического европейского референдума пройдут американские президентские выборы, в будущем году. Имеются два кандидата от Демократической партии, Барак Обама и Хиллари Клинтон. Если вы будете избраны президентом, с кем вы предпочтете работать: с Обамой или Клинтон?
- Они оба великолепны.
- Для вас не важно, что Хиллари, как и вы, женщина?
- Безусловно, если за столом "большой восьмерки" будут сидеть три женщины, это будет необычно, и думаю, что при этом на мировые проблемы можно будет посмотреть другим взглядом. Ангела Меркель, Хиллари Клинтон и я. Но я вовсе не хочу вмешиваться в дела американцев.
- Итальянское правительство вело переговоры с террористами в Афганистане. Если вы будете избраны президентом, вы намереваетесь вступить в переговоры с талибами, чтобы освободить французских заложников?
- Они выдвинули ультиматум, талибы используют в своих интересах французские президентские выборы, и я прошу, чтобы эти вопросы не использовались в избирательной кампании. Я прошу, чтобы этого не делал и Саркози. В опасности жизнь двух человек, и талибы внимательно следят за тем, что мы делаем.
- Перед лицом геноцида в Дарфуре есть и такие, кто, как Бернар-Анри Леви, предлагает бойкотировать Олимпийские игры в Пекине, чтобы вынудить Китай отказаться от поддержки Судана в ООН. Что вы думаете по поводу бойкота Олимпийских игр?
- Следует использовать этот инструмент. Я не исключаю бойкота Игр-2008, потому что следует использовать все возможные средства. Только лишь потому, что в Судане имеются нефтяные месторождения, нельзя допускать геноцид. Международное сообщество слишком долго демонстрировало равнодушие, сегодня необходимо реально действовать. Начиная с формирования гуманитарных коридоров.
На интервью с Сеголен Руаяль, проведенном на телеканале France 2 в передаче "Вам судить", корреспондент Corriere della Sera был единственным иностранным журналистом, которому посчастливилось задать ей вопросы