Несмотря на все спекуляции о причастности России к восстанию 7 апреля в Киргизии, истинным мотивом манифестантов были их пустые кошельки, пишет Le Monde. Киргизская экономика ослаблена, почти треть населения живет за чертой бедности, до 40% доходов приносят мигранты, уехавшие в Россию на заработки. Однако спад в российской экономике в 2009 году привел к остановке огромного количества строек, где работали выходцы из Центральной Азии. Оказался затронутым и промышленный сектор республики, ориентированный на российский рынок.
Такое снижение доходов сопровождалось спорной мерой, которую некоторые расценивают как санкцию Москвы против Курманбека Бакиева: 1 апреля были приостановлены поставки нефтепродуктов в Киргизию, а затем Москва объявила о введении нефтегазовых пошлин, что привело к 30-процентному росту тарифов. Эта мера вкупе с резким повышением с 1 января платы за горячую воду, газ и электроэнергию как раз и породила волну возмущения. "Именно это спровоцировало первые беспорядки 10 марта в городе Нарын (...). Социально-экономические требования превратились в политические и привели к восстанию в Бишкеке, - цитирует издание слова директора Центральноазиатского института свободного рынка Мирсулжана Намазалиева. - Наша цель - пропаганда индивидуальной, политической и экономической свободы. К сожалению, здесь мало кто разделяет наши убеждения. Люди пропитаны коммунистическими идеями".
Курманбека Бакиева обвиняли в непотизме, продолжает издание. Он поставил своего сына Максима во главе непрозрачного агентства, распоряжавшегося почти всеми национальными богатствами. 10 февраля глава нынешнего временного правительства Роза Отунбаева осудила незаконную приватизацию компаний "Северэлектро", проданной в 45 раз дешевле рыночной цены, и "Киргизтелеком", пишет газета.