Последствия величайшей атомной аварии XX века следует оценивать в масштабах времени, пишет в редакционной статье Le Monde. Ликвидация последствий на самой Чернобыльской АЭС займет десятки лет. Достоверных данных о санитарных последствиях нет и не будет: неизвестно, как умерли 600 тысяч "ликвидаторов", и сколько смертей, раковых заболеваний и пороков в развитии было вызвано этой катастрофой у жителей зараженных районов, где до сих пор проживают 6 млн человек. Зато известны последствия аварии для окружающей среды: деревья и почва в запретной зоне пропитаны радиоактивными веществами; цезий-137 и стронций-90 распадутся не раньше, чем через 300 лет, а плутоний-239 - через сотни тысяч лет.
Но были ли усвоены уроки Чернобыля? "Несомненно, требования к безопасности и прозрачности были существенно ужесточены, но Чернобыль не предотвратил Фукусиму, а Фукусима не предотвратит очередную катастрофу. Уверенность в непогрешимости окончательно исчезла после того, как Япония, страна инноваций и роботов, дала застать себя врасплох 11 марта 2011 года, точно так же, как СССР двадцатью пятью годами ранее. Технология была другой, но аварии избежать не удалось", - пишет газета.
"Поэтому следует прислушаться к предостережению председателя Агентства ядерной безопасности Франции, - продолжает издание. - Пьер-Франк Шеве уверяет, что "крупная авария может произойти в любой точке мира, в том числе и в Европе". Каждая страна, по его словам, может быть застигнута врасплох крупным стихийным бедствием, землетрясением, наводнением, злоумышленными действиями или человеческой ошибкой". Редакция издания убеждена, что спустя 30 лет после Чернобыля и 5 лет после Фукусимы Франция должна, наконец, сократить зависимость от атомной энергии, чтобы снизить сопутствующие риски.