Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 августа 2002 г.

В российский бюджет, переданный на рассмотрение в парламент, вписаны выплаты советских долгов Парижскому клубу государств кредиторов в объеме 3,5 млрд. долларов. Для России это очень большая сумма, 1% ВВП. 1% ВВП США - это 100 млрд. долларов.

Уже несколько лет проблема советских долгов обсуждается постоянно. В последние дни существования Советского Союза Москва накопила 40 млрд. долларов долгов одному только Парижскому клубу. Кредиторы хотят, чтобы Россия выполняла свои обязательства, но не в их интересах, чтобы долги висели камнем на шее Кремля. Одновременно нельзя принимать решение, которое породило бы огромное количество моральных проблем.

К счастью, у Запада есть способ получить обратно свои деньги, продолжая инвестировать в будущее России. Парижский клуб и Россия могут создать фонд, который трансформирует российские долги в особую программу помощи. По сути, Парижский клуб мог бы создать новый банковский счет для получения российских платежей. Одновременно Россия имела бы право снимать с него деньги, чтобы финансировать различные проекты в таких сферах, как образование, охрана окружающей среды, здравоохранение.

Например, на недавней встрече "Большой восьмерки" в Канаде России было обещано, что в ближайшие десять лет она получит 20 млрд. долларов в рамках программы демонтажа вооружений. Однако пока неизвестно, каким образом будет осуществляться это финансирование. Именно такие проекты можно компенсировать за счет долгов Парижскому клубу, проводя нечто вроде сделок "долги за хорошие дела".

Можно также подумать об образовании. Ежегодные расходы по обучению 10 000 лучших российских студентов в американских и европейских школах составляют около 200 млн. долларов, это 6% от суммы, которую Россия должна выплатить Парижскому клубу в этом году. Такие инвестиции полезны не только россиянам, которые получат ноу-хау и будут пользоваться им у себя в стране. В этом случае они выгодны также и учебным заведениям стран-кредиторов. Чтобы продолжить список взаимовыгодных проектов, надо лишь немного пофантазировать.

Очевидно, что такой фонд должен быть прозачным и находиться под жестким контролем. Необходимо сбалансировать законные интересы кредиторов с российскими потребностями так, чтобы избежать нарушений, подобных тем, которыми сопровождались первые выплаты.

У этого подхода есть много преимуществ. Одно из самых главных состоит в том, что Россия сможет расплачиваться по своим долгам. Это не будет традиционным прощением задолженностей. Россия будет вынуждена постоянно вкладывать в фонд, а значит, поддерживать нынешнюю бюджетную дисциплину. Кроме того, этот подход позволит минимизировать или даже устранить моральные проблемы, возникающие при списании долгов.

Ни списание долгов, ни выплаты в полном объеме не являются привлекательным вариантом. В настоящее время после десятилетия экономического спада российская экономика приходит в себя. В последние два года в стране наблюдаются высокие темпы роста. В экономической команде президента Владимира Путина работают компетентные специалисты. Они эффективно сотрудничают с парламентом, где несколько здравомыслящих депутатов-реформаторов играют ведущую роль в формировании амбициозной законотворческой программы.

В такой благоприятной ситуации МВФ было бы сложно представить убедительный финансовый сценарий, из которого следовало бы, что Россия нуждается в списании долгов, на что обычно соглашается Парижский клуб. Многие предлагают просто списать часть долгов, но это не самый благоприятный вариант.

С другой стороны в ближайшие годы России было бы очень сложно выплачивать долги в полном объеме. Российское правительство продолжает расплачиваться по всем советским долгам, в том числе по долгам 14 бывших советских республик, которые оно согласилось взять на себя в начале 1992 г. Но это астрономические цифры. В этом году придется выплатить 3,3 млрд. долларов - в частности Германии, США и Италии.

Главное в том, что предлагаемый мной фонд, позволяющий реинвестировать российские долги в Россию, дает возможность простым россиянам почувствовать пользу от западных денег, полученных Советским Союзом и государствами-правопреемниками. Советский Союз использовал средства, полученные в форме двусторонних экспортных кредитов, для поддержки неприбыльных госпредприятий, что не принесло никакой ощутимой пользы гражданам страны.

И наконец, этот фонд помог бы решить один из самых сложных вопросов отношений Кремля и Запада. После 11 сентября Россия решительно поддержала войну с терроризмом, и проблема советских долгов вошла в контекст широких дискуссий о возможных областях взаимодействия. Проблема обсуждалась на майском саммите Буша и Путина. Однако пока эти дискуссии остаются лишь разговорами.

Предлагаемый мной "третий" путь позволит резко укрепить механизмы кооперации России и ее партнеров на Западе. Российское правительство могло бы начать более внимательно относиться к вопросам, которые имеют обоюдное стратегическое значение (например, распространение оружия массового поражения). В конце концов такой подход позволит начать новую эру сотрудничества на основе доверия и честности. Кроме того, это позволило бы избавиться от неприятного наследия холодной войны, лежащего тяжелым бременем на плечах российского налогоплательщика.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru