Кэндзи Сигэхара держал в повиновении всю улицу. Разгуливая в мешковатых штанах, он участвовал в групповых драках и магазинных кражах, угонял велосипеды и вместе со своими дружками совершал "оядзи-гари" - избиение и ограбление бизнесменов среднего и старшего возраста.
Чтобы стать панком-насильником, требуются определенные усилия. Когда-то образцовый школьник, он начал с того, что проколол себе уши и покрасил волосы в белый цвет.
Он стал внимательно смотреть боевики, изучая манеру поведения гангстеров. Затем сделал под левым глазом татуировку в виде капающей слезы. В американских тюрьмах только убийцы делают такие татуировки.
Сигэхара говорит, что стал панком во время школьных каникул за год до окончания средней школы. И с тех пор вместо того, чтобы готовить домашнее задание, он ночи напролет разъезжал на велосипеде со своими товарищами по городским улицам.
Все эти запретные действия сильно возбуждали подростка.
"Я знал, что не должен этого делать, но чувство вины не могло победить ощущение азарта и удовольствия, - говорит Сигэхара, которому теперь исполнилось 25 лет и который готовится стать бухгалтером налогового департамента префектуры Тиба. - Я никогда не испытывал такие острые ощущения, как тогда".
Вынужденных вступать в конкурентную борьбу почти с детских лет и подавляемых навязчивым обществом, подростков можно понять и простить, поскольку многие из них таким образом пытаются перешагнуть барьер общественных условностей, почувствовать себя раскрепощенными и найти место, где они смогут немного вздохнуть свободно.
Мальчики зачастую присоединяются к группам мотоциклетных гангстеров и организуют преступные синдикаты. Девочки оказываются вовлеченными в индустрию интимных услуг. Сигэхара вступил в группировку уличных гангстеров, а его подруга Ясано, которая теперь стала его женой, начала заниматься "эндзё косай" - развлечением клиентов в увеселительных клубах, когда еще училась в средней школе. Обычно "эндзё косай" ограничивается развлекательными беседами с клиентом за определенную плату, но зачастую девочки оказывают и интимные услуги за дополнительные деньги или подарки.
Так что же такое феномен панка, влияние среды или внутренняя потребность, заложенная природой? Одни говорят, что все дети рождаются невинными, другие настаивают на том, что тяга к насилию обусловлена генетической предрасположенностью. Но наиболее непослушные дети и подростки в Японии только пытаются "выпустить немного пара", убежать от подавляющего индивидуальность общества и быть самими собой.
Однако "выпуск пара" - это одно дело, но насилие и убийство - совсем другое. Все дети находятся под сильным давлением взрослых, но далеко не все избивают 12-летних подростков до смерти и сбрасывают 4-летних детей с гаражей.
Сигэхара, конечно, никогда никого не убивал, но ни он, ни его подруга особенно не задумывались о том, где проходит граница между свободой и преступлением.
"Не было такого способа, который вывел бы нас на путь самоусовершенствования. Да мы никогда и не хотели измениться, - говорит Сигэхара. - Нами руководил только порыв. Но, с другой стороны, мы все же волновались за наше будущее и с беспокойством думали о том, что с нами будет".
"Отчаявшись в перспективах будущего, подростки пробуют наслаждаться жизнью так, как они могут", - говорит Синсаку Нодзю, эксперт по системе образования и представитель ассоциации родителей малолетних преступников "Хико то мукиау оя-но кай".
"В наши дни существует некоторое различие между развлечением для взрослых и для детей, но именно тяга к "взрослой жизни" часто становится причиной преступности несовершеннолетних, - продолжает Нодзю. - Взрослые обычно снимают напряжение, выпивая спиртное и горланя песни в караоке-барах, но теперь караоке-бары стали настоящими притонами для детей и подростков".
Алкоголь, курение и азартные игры легко доступны для мальчиков. А девочки работают в сфере интимных услуг и тратят все свои заработанные деньги, просиживая в мужских клубах.
Теперь самое слово "ребяческий" кажется архаичным. "Конкурентная природа общества лишает детей их детства", - объясняет Нодзю. - Они чувствуют, что общество закрывается перед ними. И когда родители пробуют оградить своих детей от дурного влияния, они должны задуматься и о том, как предоставить детям свободу и возможность играть и общаться с друзьями".
После того как подросток совершает правонарушение, его родители, как правило, начинают обвинять в этом себя и задумываться, какую ошибку они допустили в его воспитании.
А когда ребенок совершает тяжкое, а иногда и зверское преступление, его родители становятся главными объектами нападок и обвинений со стороны общества.
Недавно это наглядно подтвердил Ёситада Коноикэ, министр по борьбе со стихийными бедствиями. Он выразил мнение, разделяемое многими, когда заявил, что родители 12-летнего школьника из Нагасаки, убившего в прошлом месяце 4-летнего мальчика, должны быть с позором проведены по улицам города, а затем публично казнены.
Но несмотря на то, что многие разделяют точку зрения Коноикэ, он совершенно не прав. Зачастую родители уделяют воспитанию своего ребенка большое внимание и делают все правильно, но ребенок впоследствии оказывается страшным монстром.
Рост детской и подростковой преступности становится сегодня главным предметом беспокойства родителей. Многие родители стали терять веру в свои способности воспитывать детей, некоторые даже переживают клиническую депрессию и допускают нервные срывы. Уже перестали быть шокирующей новостью сообщения о том, что родители убивают собственных детей. И если раньше подобные случаи происходили крайне редко, то теперь достаточно часто родители заявляют о том, что, если их ребенок совершит тяжкое преступление, они поступят с ним подобным же образом.
Воспитание ребенка требует большого терпения и выдержки. Когда подростки чувствуют, что их отвергает школа и семья, они ищут убежище на улице. Каждый вечер они начинают допоздна задерживаться на улице. Нодзю говорит, что в этом случае родители не должны мчаться к соседям и разыскивать своих детей. Как это ни трудно, они должны терпеливо ждать, когда их дети вернутся домой. А затем вместо того, чтобы сердиться, должны показать ребенку, как сильно они за него волновались и как они рады, что он благополучно вернулся домой.
"Я очень жалею, что в свое время ругал сына за то, что он курит и красит волосы", - говорит Кэиити Ёсино, преподаватель начальной школы. 10 лет назад один из его четырех сыновей вступил в группу мотоциклетных гангстеров, которой руководил один из преступных синдикатов, и был осужден за торговлю наркотиками.
"Когда я начал критиковать сына за его поведение и ругать даже за незначительные проступки, все окончательно пошло под откос, - продолжает Ёсино. - Я думаю, что подростки, демонстрируя перед родителями плохое поведение, проверяют, любят ли их родители по-настоящему".
Сигэхара вспоминает о том, что он чувствовал, когда в школе не мог найти контакт со своим учителем. Тогда он пришел к выводу, что все взрослые поступают несправедливо и им нельзя доверять. Он никогда не забудет, как учитель неистово тряс его и грозился сурово наказать за участие в драке. Но, когда он лучше всех выполнил контрольную работу, тот же учитель хвалил его. Ребенку такое поведение учителя казалось противоречивым. Позже другой преподаватель назначил его старостой класса, хотя Сигэхара ненавидел общественную работу. После того он начал избегать школы.
"Я не мог найти место, где чувствовал бы себя комфортно", - говорит он. За кражи и драку с другим гангстером Сигэхара был арестован и отправлен в исправительный центр для несовершеннолетних преступников. Там он мог окончательно превратиться в безликого серого человека, но преподаватель вечерней школы убедил его завершить образование.
Когда Сигэхара заявил о том, что он хочет вернуться в школу, он получил условно-досрочное освобождение.
Когда родители Сигэхары увидели, что их сын старается исправиться, они сделали все возможное, чтобы он вновь не вернулся в исправительный центр.
"Подростки ищут поддержки и одобрения, - говорит Сигэхара. - Мы знаем, что наши родители борются за нас. Но, когда дети смотрят лишь в одну сторону, их не заботит мнение родителей".
"Ведь подростки далеко не всегда способны принимать правильные решения", - добавляет Ясуно, жена Сигэхары.
Она верит, что, если родители будут показывать детям, что они по-настоящему любят и беспокоятся о них, жизнь, разумеется, не станет совершенной, но многих слез и боли все же можно будет избежать.