Одномоментность катастроф российских самолетов во вторник вечером позволяет предположить, что это были теракты. Если это так, то почти наверняка их организовали чеченские сепаратисты.
Трагедия произошла за четыре дня до намеченных президентских выборов в кавказской республике. Боевики угрожали новыми атаками по мере приближения дня выборов в знак протеста против этого политического экзерсиса, который, как считают местные жители, навязан Москвой.
Надежды президента Владимира Путина вернуть республику к какому-то уровню стабильности через установление власти Ахмада Кадырва в прошлом октябре были вдребезги разбиты в мае - Кадыров был убит. Несчастный фаворит предстоящих в воскресенье выборов - поддерживаемый Кремлем министр внутренних дел АлуАлханов. Он еще не приступил к своим новым обязанностям, а его уже взяли на мушку.
Первой реакцией на происшедшее, должно быть, станет оплакивание многочисленных атак на гражданские объекты. За десять лет с начала первой чеченской войны к таковым относятся: взятие в заложники пациентов госпиталя в Буденовске в 1995 году, захват заложников в московском театре в 2002-м, взрыв электрички в Ставропольском крае в 2003-м и взрыв в московском метро в феврале прошлого года. В лице чеченских сепаратистов, в особенности лидера боевиков Шамиля Басаева, Россия имеет самых непримиримых противников.
Увы, и российская армия оказалась вовлечена в крушение законности и порядка, характеризующее Чечню с момента избрания в1997 году на должность президента Аслана Масхадова. Армия и федеральные силы коррумпированы в результате грязной войны, в ходе которой они оказались повинны в жестоком обращении с гражданским населением и наживались на незаконных денежных операциях.
Осознавая проблемы с контролем над армией, Путин решил "чеченизировать" операцию путем набора представителей Чечни в службы безопасности и обещаниями предоставить республике некоторую экономической автономность. Этими методами он надеется привлечь на свою сторону сторонников умеренной политики и изолировать приверженцев радикального направления.
Президент Путин, который в 1999 году начал вторую чеченскую войну, будучи в должности премьер-министра, получил от западных лидеров своего рода карт-бланш на действия в мятежной республике, особенно после того, как Джордж Буш после терактов 11 сентября объявил войну против мирового террора.
Несмотря на все это, до сих пор прогресс был довольно скромный, если не сказать хуже. Путин должен взять под контроль свои службы безопасности в Чечне, способствовать дальнейшему укреплению местной администрации и передать Грозному контроль над нефтяными доходами в регионе. Еще одним правильным с точки зрения политики движением было бы попытаться прозондировать почву в отношении Масхадова, которого президент Путин чересчур поспешно объявил врагом, стоящим за всеми террористическими актами.
Кремль заслуживает симпатии в борьбе с людьми, подобными Басаеву. Но он должен понимать, что не может быть чисто военного решения у этого запутанного, трудноразрешимого конфликта. Продуманные политические инициативы в конечном счете продуктивнее, чем все более жесткие меры безопасности.