Наш естественный партнер Россия должна научиться принимать критику, считает экс-министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер
Начинается ли новая холодная война? Определенно нет, но ситуация довольна опасна. Она уже развивает собственную динамику и поэтому легко может выйти из-под контроля.
Как это происходит, наглядно продемонстрировала грузинская военная акция в Южной Осетии. Президент Буш и федеральный канцлер Меркель назвали реакцию России на действия Грузии неадекватной, то есть по сути излишней как с позиции интенсивности, так и в смысле произведенного ею впечатления. НАТО и ЕС отреагировали по-разному. У НАТО не нашлось времени на заседание Совета Россия-НАТО - несмотря на чрезмерность российской реакции. НАТО отменило заседание, несмотря на то, что Совет и был создан для разбора подобных ситуаций. То, что Москва в ответ на это приостановила военное сотрудничество, стало новой ступенью эскалации. Будет ли ситуация развиваться в этом же ключе и идет ли при этом речь об одной только Грузии?
Подвергаемый со всех сторон критике ЕС сразу сделал то, что нужно. Президент Франции, председательствующей в настоящее время в ЕС, Николя Саркози, отправился со своим планом из 6 пунктов в Москву, а затем в Тбилиси, подбадриваемый и поддерживаемый федеральным правительством ФРГ. Первостепенной задачей было прекращение военных действий и вывод российских войск из центральной части Грузии. План по мирному урегулированию, состоящий из 6 пунктов, представлял собой основу. Его безоговорочное соблюдение станет проверкой для всех сторон конфликта, в том числе и для России. Москва и Тбилиси должны признать в Саркози того, кто следит за его соблюдением. Судить об экстренном саммите ЕС нужно будет по тому, сформулирует ли Евросоюз единую позицию и укажет ли он путь из кризиса.
Было бы упрощением рассматривать Грузию изолированно. Проблема гораздо шире. Речь идет об отношениях между Западом и Россией. К сожалению, это проблема и самого Запада. И не только трансатлантическая, но и проблема самого ЕС. По окончании холодной войны Европа и США, прежде всего Бонн и Вашингтон, хотели по-новому выстроить отношения с Россией. Путем обретения доверия и сотрудничества должны были стать возможными стратегические изменения без разрывов, которые образовались после развала Советского Союза и ликвидации Варшавского договора. Мы были согласны с Бушем-старшим и Бейкером в том, что Москва как партнер имеет большое значение для европейской и мировой стабильности.
Но ведутся ли об этом разговоры сегодня? Как надо относиться к тому, что из-за давления США до сих пор не был ратифицирован такой важный договор в сфере обычных вооружений, как ДОВСЕ? Почему срок действия договоров о разоружении в ядерной сфере истекает, и как обстоят дела с ядерным разоружением, которого требуют такие политики, как Киссинджер, Шульц, Пери и Нунн? Единство союза, как и прежде, остается приоритетным. Разделение на старых и новых европейцев, двусторонние действия, такие, как размещение элементов системы ПРО на восточных окраинах Евросоюза, подрывают его единство. Оба кандидата в президенты США снова хотят сделать отношения с Европой партнерскими. По всей видимости, они поняли суть проблемы.
С последствиями действий в одиночку должны разбираться все. Как это происходит, сегодня видно на примере стратегической противоракетной обороны, которая может представлять риск стратегической стабильности, если сюда добавятся ракеты Patriot и другое вооружение. Мы больше не хотим гонки вооружений. Контроль над вооружением и разоружение являются неотъемлемыми составляющими оборонной политики НАТО.
Россия - это не наш естественный противник, а наш естественный партнер. Целый ряд конфликтов может быть решен только при содействии России. Но и Россия должна понять, что у нас общие интересы. Партнерство подразумевает то, что Россия должна научиться принимать критику относительно своих внутренних проблем, как например неполное исполнение условий плана по мирному урегулированию и факт односторонних попыток поставить под сомнение территориальную целостность Грузии.
На Востоке и Западе сегодня востребованными становятся умение управлять государством, ответственность и зоркий глаз. В самых морозных фазах холодной войны мы продолжали говорить и вести переговоры - с успехом. Внешняя политика - не место для авантюр!
Автор - министр иностранных дел Германии с 1974 по 1982 год