Мировая пресса комментирует падение российских космических кораблей и задается вопросом о состоянии российской космической отрасли в целом.
После потери грузового корабля и спутника стоимостью 265 млн долларов "Роскосмос" оказался на дне пропасти, пишет корреспондент Le Point Геррик Понсе. "За восемь месяцев по меньшей мере четыре запуска прошли неудачно, что заставляет задуматься о возможно более масштабной проблеме и даже срыве программы полетов", - пишет издание. Последний инцидент с грузовым кораблем "Прогресс" напугал космические агентства всего мира, потому что после списания в июле американских челноков Россия стала единственной страной, способной отправлять экипажи на МКС.
В скором времени должен был начаться запуск ракет-носителей "Союз", разработанных еще в СССР в 1960-е годы, с космодрома Куру во французской Гайяне. Для запуска, запланированного на конец 2011 года, уже все готово, однако последние события могут "охладить пыл европейцев и привести к задержкам", полагает автор статьи.
Спутник Express-AM4 стоимостью 265 млн долларов, на прошлой неделе не попавший на расчетную орбиту из-за промаха носителя "Протон-М", скорее всего, превратился в космический мусор. В декабре прошлого года три спутника "Глонасс" упали в Тихий океан, а в феврале военный спутник ГЕО-ИК-2 тоже не вышел на нужную орбиту. "Надежность - главный критерий для клиентов при выборе ракет-носителей, так как в случае неудачи им приходится ждать еще несколько лет, пока будет построен новый спутник", - отмечает газета.
В то же время казахские власти уже много лет требуют, чтобы Москва покинула Байконур, однако для строительства нового космодрома "Восточный" на Дальнем Востоке требуется по меньшей мере 6 млрд долларов - такую сумму трудно собрать во времена кризиса, отмечает издание.
Французская Le Monde приводит мнение руководителя программы МКС в NASA Майка Суфредини, отметившего, что "Прогресс" упал в результате ошибки на третьей ступени ракеты-носителя, но точно такая же система используется в версиях "Союз-ФГ", применяемых для пилотируемых полетов. Поэтому так важно, по его словам, определить причины неполадок. Суфредини также отметил, что если полеты "Союза" будут приостановлены на слишком длительный период, вопрос о возвращении на Землю трех из шести нынешних обитателей МКС для экономии провизии встанет "к концу октября".
В свою очередь, глава Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден в интервью корреспонденту Les Echos Алену Рюэлло отметил, что у него нет никаких оснований говорить о структурных проблемах в российской космической отрасли. "Следует быть сдержаннее в том, что касается проблем других, прежде чем делать выводы об ослаблении их позиций, - подчеркнул он. - "Союз" остается самым надежным носителем в мире".
Дорден отметил, что обратился к главе "Роскосмоса" с предложением помощи и просьбой проанализировать следствия крушения "Прогресса" для пилотируемых полетов и запуска "Союза" из Гайяны. Он полагает, что до выяснения причин возникших проблем нет смысла принимать какие-либо меры, и пока дата запуска с космодрома Куру остается прежней - 20 октября.
Что касается ситуации, когда Россия осталась единственной страной, способной доставлять грузы и космонавтов на МКС, Дорден подчеркнул, что и раньше считал ее "неприятной". "Нет ничего хорошего в том, что партнеры по станции не смогли выработать скоординированную политику транспортировки", - отметил он, выразив, однако, уверенность, что "русские смогут выявить источник проблемы достаточно быстро, и "Союз" не будет прикован к земле на долгие годы".
Падение российского космического грузовика привело к введению чрезвычайного положения на обширных пространствах и поставило под сомнение способность России выполнить свои обязательства в космической сфере в постчелночную эру, пишет The Christian Science Monitor. Как отмечает корреспондент издания Фред Уэйр, российские СМИ сообщили, что обломки корабля упали на незаселенные районы и жертв среди населения не было, "однако главной жертвой может стать амбициозная космическая программа России".
Хорошая новость в том, что у шестерых космонавтов на борту МКС достаточно продовольствия и других запасов, чтобы продержаться несколько месяцев, плохая - что на некоторое время из-за полного прекращения полетов "Прогресса" и "Союза" они оказываются оторваны от мира, тогда как троих членов экипажа планировалось сменить в конце сентября.
В то же время российские эксперты утверждают, что проблемы хотя и серьезные, но не обязательно критические, указывают на тот факт, что это первая неудача "Прогресса" после 130 успешных запусков, и напоминают о недавних достижениях российской космической программы, отмечает издание.
Корреспондент The New York Times Эндрю Крамер обращает внимание на то, что крушение "Прогресса" ставит под вопрос перспективы своевременного полета американских астронавтов на МКС, запланированного на сентябрь.
В свою очередь, обозреватель Los Angeles Times Эндрю Малколм считает хорошей новостью, что этот инцидент был первым в своем роде, а полет - непилотируемым. Плохая же новость в том, что устройство третьей ступени ракеты-носителя, в которой произошел сбой при аварии, идентично в аппаратах, используемых для запуска космических грузовиков и для доставки космонавтов на МКС.
"После того, как администрация Обамы в прошлом месяце списала последний американский космический челнок, единственный способ американским астронавтам
попасть в космос - это купить места на борту этих российских ракет по цене 65 млн долларов за полет", - отмечает Малколм. Так как расследование причин аварии может занять некоторое время, отправка грузов и космонавтов на МКС откладывается на неизвестный срок, подчеркивает газета.