На вооружение российских ВВС только что поступили три новых истребителя, утверждает The Week. "Это не сильно разрекламированный "Су Т-50", малозаметный для радаров (он пока не готов), а три слегка отличающиеся между собой версии классического "Су-27". Все они разработаны конструкторским бюро "Сухой", но изготовлены двумя разными производителями", - пишет обозреватель Томас Ньюдик.
Это немного странно и потенциально чревато лишними расходами, считает автор. Так, ВВС США закупают новые истребители только одного типа - F-35 Joint Strike Fighter - в количестве 1763 штук.
"Наоборот, Россия закупает всего по несколько десятков "Су-30М2", "Су-30СМ" и "Су-35С". Это разные модернизированные версии "Су-27" 1970-х годов", - отмечает автор. Москва не разъяснила свою политику официально. "Но, похоже, закупки призваны спасти два завода от закрытия в условиях, когда экспорт военных самолетов уменьшился", - считает Ньюдик.
В любом случае, Россия получает на вооружение мощные новые реактивные истребители, считает автор. По его словам, это начало обновления "престарелых ВВС, укомплектованных в основном самолетами, построенными в 1980-е".
Автор возвращается к загадке трех разных вариантов. "Тот факт, что строительством истребителей заняты конкурирующие производители, осложняет расчеты Москвы. Пока семейство "Су-30" пользовалось успехом на экспортном рынке, существование двух конкурирующих производителей фюзеляжей не создавало проблем. "Су-30М2" как наименее мощный из всех трех имеет наименьший потенциал для будущего роста. Собственно, были предположения, что Россия закупила "Су-30М2" только после того, как сорвались запланированные поставки в Китай и образовались излишки фюзеляжей", - говорится в статье.
У "Су-35" более мощные двигатели и более качественный радар. Зато "Су-30СМ" дешевле, а экипаж из двух человек позволяет ему выполнять более сложные боевые задания.
"Теперь же поставки за границу рискуют полностью прекратиться", - утверждает автор. Индия и Китай наращивают военные силы путем собственного производства: в Индии - лицензированного, в Китае - нелицензированного.
Малайзия решила не покупать дополнительных "Су-30МКМ" и раздумывает о лизинге истребителей. "Возможны дополнительные заказы из Индонезии для замены устаревших F-5, но объемы будут небольшими", - пишет автор.
Самое вероятное, что Москва увеличила внутренний заказ на три разных "Су", чтобы поддержать производителей - "Иркут" и "КнААПО", заключает автор. Причем эксплуатация этих самолетов российскими ВВС, возможно, повысит их привлекательность для иностранных покупателей.
"Тем временем ВВС РФ отчаянно нуждаются в новых истребителях. "Т-50" будет принят на вооружение лишь через несколько лет. И, несмотря на весьма позитивные сообщения прессы, объективной информации о том, как именно идут испытания пяти летающих опытных образцов, мало", - говорится в статье.
Если верить распространенному без разрешения документу, который отыскал наблюдатель Петр Бутовский, можно предположить, что конструкция сильно переделывается.
У российских ВВС многие сотни фронтовых истребителей. "Сейчас большинство заметно демонстрирует свой возраст", - замечает автор, поясняя, что у Москвы лишь в последние годы появились средства на закупку значительного числа новых самолетов.
Три новых "Су" заметно превосходят своих предшественников по возможностям. "И все же недавние заказы недостаточно велики, чтобы полностью обновить российские ВВС. Даже при наличии десятков новых "Су-30М2", "Су-30СМ" и "Су-35С" кремлевский парк истребителей попросту слишком стар", - говорится в статье.
Неясно, продолжит ли Москва одновременно закупки всех трех моделей "Су". "Будущее российских реактивных истребителей сильно зависит от судьбы проекта "Т-50", - так завершается статья.