Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 декабря 2003 г.

Майкл Смит | The Telegraph

Британская операция с секретным самолетом времен холодной войны

Холодная война была в разгаре, когда 6 апреля 1966 года сверхсекретный советский истребитель упал в озеро Хавелси, находящееся в британском и советском секторах Берлина.

Британцы немедленно организовали спасательную операцию, пообещав вернуть русским самолет и тела двух летчиков. Но когда баржа и кран для спасения самолета появились на поверхности воды, под водой шла совсем другая операция: секретную технологию надо было отправить в Британию для изучения.

О подробностях одной из самых важных разведывательных операций расскажет телепрограмма о британской военной разведке в советской зоне в Германии Brixmis.

Британцы узнали об инциденте на Хавелси, когда радиооператоры берлинской базы британских ВВС Гатов услышали сообщение диспетчеров, приказывающих летчику попытаться сесть на воду озера, но в советском секторе. Несмотря на отчаянные попытки, он не преуспел, и самолет упал в британской зоне.

В это время глава Brixmis, бригадир Дэвид Вильсон играл в сквош. Через четверть часа он, еще в шортах, руководил одной из самых удивительных шпионских операций эпохи холодной войны.

Британская военная полиция оцепила озеро, а переводчик Brixmis был отправлен на берег, куда пытались пробиться советские военные под командованием генерала Владимира Буланова.

Они видели, как командир эскадрильи Морис Тейлор, о котором они не знали, что это офицер Brixmis, подплыл к месту аварии на весельной лодке, чтобы сделать фотографии.

Позже сверхсекретный самолет идентифицировали как Як-28, Firebar по классификации НАТО, обладающий, как уже было известно, уникальными радиолокационными возможностями. Британия и Америка всеми силами пытались узнать об особенностях технологии. И вот случай представился.

Было 10:09 первого дня, после катастрофы прошло почти семь часов. Переводчикам Brixmis приказали любой ценой выигрывать время, пытаясь умиротворить явно обеспокоенного Буланова. Тем временем технические специалисты штаба британских ВВС в Фарнборо вылетели в Германию, чтобы обследовать радар Skipspin, который, в отличие от тогдашних западных систем, мог улавливать сигнал не только перед собой, но также вверху и внизу.

Под водой британский военнослужащий пытался вытащить из самолета трупы пилотов, чтобы их могли осмотреть эксперты разведки. На следующий день, к 1:45 дня тела были помещены в специальные капсулы, а под водой продолжалась работа по снятию радара. Тем временем один из британских переводчиков, майор Джеффри Стивенсон, убеждал Буланова в том, что они все еще пытаются достать тела членов экипажа.

Но русские подозревали, что британцы могли что-нибудь украсть под покровом ночи. Буланов обвинил британцев в том, что солдатам приказано стрелять в русских, приближающихся к месту событий. Дежурный переводчик Brixmis майор Джонатан Бэкхауз отрицал это.

В ответ Буланов вызвал взвод советских гвардейцев и отправил их к озеру. "Мы не прошли и десяти метров, когда из темноты неожиданно выскочили два стрелка", - вспоминает Бэкхауз. Повисла пауза, британский офицер лихорадочно соображал, как разрядить ситуацию.

Надеясь, что британский пехотинец подтвердит, что никто не мешает русским разбираться, он спросил: "Вы имеете полномочия пропустить этого советского офицера?"

"Не в этой гребаной жизни, сэр", - ответил британский солдат.

К счастью, Буланов расхохотался и приказал своим людям вернуться, сказав: "Я думаю, майор, что русская разведка лучше вашей".

В 4:07 утра тела поместили на плот. На рассвете русским сообщили, что их извлекли и передадут вечером.

Бортовой радар был уже на пути в Британию, но требовалось время, чтобы извлечь радиолокационную антенну из носового отсека, погрузившегося в ил.

В 2:40 дня русские увидели катер, доставивший двух, по-видимому, малозначительных людей и вернулся на берег британского сектора. Они не видели, что водолазы прикрепили двигатели самолета к катеру, который отбуксировал их к молу, находящемуся в миле от места аварии, где их упаковали в ящики и отправили в Фарнборо.

Тем временем тела пилотов передали Буланову. Через 48 часов двигатели и радар самолета вернули на место.

В полночь 13 апреля к советскому сектору подплыл плот, и обломки самолета, один за другим, были переданы русским. При передаче двигателей Буланов посмотрел на них и увидел, что лопасти пропеллера отпилены.

"Он ни слова не сказал, - вспоминает Стивенсон. - Он посмотрел на меня и пожал плечами, как бы говоря: "Меня надули". Само собой, так оно и было".

Позже русские обнаружили, что кое-чего не хватает. Британцы настаивали, что вернули все. Если чего-то не хватает, значит, оно осталось на дне озера.

Чего же не хватало? Русские не могли ответить на этот вопрос. Вряд ли они могли сказать, что это сверхсекретная радарная антенна. Они не исключали, что британцы говорят правду и она действительно лежит на дне.

Чтобы снять антенну, пришлось повозиться. Но Brixmis с этим справилась.

У разведчиков не было времени поставить ее на место, но то, что ее удалось снять, привело к модификации самолетов британских ВВС, давшей им возможность обманывать радар Skipspin, и восстановило паритет в холодной войне.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru