Полный тупик. За семь дней до наступления нового года только так можно охарактеризовать состояние переговоров между Киевом и Москвой, уже несколько недель ведущими газовую войну, последствия которой для Украины являются взрывоопасными.
С тех пор как российский газовый гигант "Газпром" решил поднять цену на поставляемое Киеву серое золото, отношения между двумя странами не переставали обостряться. Тщетно Украина пыталась разыгрывать свой главный козырь, угрожая повысить цену за транспортировку российского газа, транзит которого в Европу она осуществляет на 80%. Но за это время все проявления дипломатической неуклюжести, вся горечь, отравляющая российско-украинские отношения после прошлогодней "оранжевой революции", всплыли на поверхность.
За неимением других аргументов украинцы даже пригрозили поднять арендную плату за использование Россией военной базы в Севастополе, которая, однако, была зафиксирована межгосударственным соглашением, ратифицированным парламентами обеих стран. Ссылаясь на Будапештский меморандум, они пытаются заручиться поддержкой западных ядерных держав, которые обещали гарантировать их безопасность, в том числе экономическую. Глава украинского правительства вернулся из последней поездки в Москву, что предвещает тяжелое начало 2006 года для украинцев.
Последние новости таковы: с 1 января Москва намерена потребовать от Украины оплаты в размере 230 долларов за 1 тысячу кубометров газа вместо 50 долларов, которые она платила до сих пор! Это равнозначно экономическому удушению младшего брата. Украина в огромной степени зависит от российского газа, поставки которого покрывают 40% ее энергетических потребностей и который она импортирует в объеме 25 млрд кубометров в год. Украинские предприятия, будучи исключительно энергоемкими, работают только на российском и туркменском газе. Эксперты считают, что повышение цены на российский газ повлечет за собой существенное снижение ВВП и галопирующую инфляцию. "Если цена возрастет до 160 долларов, мы очень сильно пострадаем, а если она достигнет 230 долларов, это будет катастрофой", - говорит Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ украинского Исследовательского центра имени Разумкова.
Политические мотивы
Эксперт не исключает, что "Газпром" сократит объем поставляемого газа, что заставит Украину снизить потребление или пойти на незаконное присвоение части квот, выделенных ЕС. До конца не веря в такую перспективу, он считает более вероятным простое прекращение поставок, с чем весной 2004 года столкнулась Белоруссия. Это грозит головной болью европейским странам, которые пока делают вид, что проблемы нет.
В Киеве никто не сомневается в сугубо политических мотивах этой форменной атаки. За три месяца до парламентских выборов, которые грозят оказаться тяжелыми для президента Виктора Ющенко, газовое оружие дает Кремлю шанс вернуть свои позиции на Украине. Владимир Путин до сих пор не оправился от геополитической пощечины, которую он получил в прошлом году от жаждущей европеизации украинской нации. "Уже само пребывание Ющенко у власти создало страшную угрозу для той модели существования элит, которая продолжает доминировать в бывшем СССР и предполагает либо сохранения руководителей на их прежних постах, либо назначение послушного наследника. Поэтому нужно сделать все, чтобы ослабить его, тем более, что он хочет вступить в НАТО и Европейский союз", - поясняет журналистка Юлия Мостова.
Впрочем, Кремль и не пытается скрыть свои мотивы: "Когда от вас уходит любовница, вы не оставляете ей свою кредитную карточку", - именно так и сказал в интервью российскому телевидению один из кремлевских советников.
Парадокс этой неразрешимой ситуации заключается в том, что украинцы сами попались в ловушку, потребовав в марте отказа от бартера в газовых отношениях между двумя странами. Идея была благородной: речь шла о том, чтобы придать этим отношениям большую прозрачность. Однако "Газпром" усмотрел в этом проекте идею, которую можно было с выгодой использовать для себя: он потребовал, чтобы льготные тарифы, действовавшие до сих пор, были доведены до мирового уровня.
"Воровать" европейский газ
Забавно, что Киев, не готовый к такому повороту, поначалу отверг саму возможность повышения цены. Но эту позицию ему было трудно защищать, учитывая его стремление к политической независимости, а также заметный рост цены и спроса на газ на мировом рынке. Целый ряд оплошностей был допущен и министрами, делегированными в Москву. Так, глава правления "Нафтогаза Украины" Алексей Ивченко прилетел в российскую столицу... с переводчиками, хотя вся украинская элита двуязычна.
Тот же Ивченко вызвал скандал, заявив, что Украина не остановится перед "воровством" европейского газа, в котором она будет нуждаться, из проходящих по ее территории газопроводов... В итоге он был отстранен от переговоров, но какофония вокруг его заявления продолжается. "В украинской позиции много инфантилизма и некомпетентности", - отметил один из европейских наблюдателей.
Вместо того, чтобы выступать единым фронтом, различные политические лидеры попытались извлечь для себя политическую выгоду из кризиса. Пассионария "оранжевой революции" Юлия Тимошенко пригрозила свергнуть правительство Еханурова, если оно не добьется подписания соглашения. "Это нож в спину президенту", - так прокомментировала ситуацию журналистка Юлия Мостова, удрученная таким отсутствием единства.
Эксперты разочарованы таким положением дел. Потому что, как они считают, позиция Украины не так уж безнадежна. Так, они извлекли из-под сукна соглашение между "Газпромом" и украинской газовой компанией "Нафтогаз Украины", устанавливающее цену за газ в 50 долларов до 2009 года. По их мнению, Украина вполне может предъявить этот документ Международному арбитражному суду в Стокгольме, сославшись на подписание Россией Международной энергетической хартии (впрочем, до сих пор не ратифицированной российским парламентом). "Россия в любом случае будет нуждаться в нашем газопроводе даже тогда, когда будет построен знаменитый газопровод через Балтийское море в Германию, так как последний даже при полной загрузке сможет перекачивать лишь 30 млрд кубометров в год, тогда как наш способен перекачивать до 130 млрд", - говорит украинский политик Александр Зинченко.
Выражая все более широко утверждающееся мнение, этот ветеран "оранжевой" команды, порвавший с президентом, отказывается драматизировать ситуацию. Он считает, что повышение цены на газ является "необходимым злом", из которого "Украина в конечном счете выйдет окрепшей, так как она сможет диверсифицировать свое потребление" и сэкономить на энергии. "Отказавшись от этого газового наркотика, - говорит он, - мы сможем наконец стать политически независимыми".