Итальянская юстиция не ослабляет хватки. После бесплодной попытки добиться экстрадиции с целью допроса 22 агентов ЦРУ, подозреваемых в похищении в Милане 17 февраля 2003 года бывшего имама одной из городских мечетей, миланская прокуратора выписала европейский ордер на их арест. Известный под именем Абу Омара, этот уроженец Египта пользовался в Италии статусом политического беженца.
В момент похищения Абу Омара велось расследование относительно его возможной причастности к международному терроризму, поэтому в первое время возникла версия о том, что он "скрылся". Позже судья, ведущий расследование, сделал вывод об операции ЦРУ, проведенной в присущем этому ведомству стиле. После долгой слежки и проверки мест, которые Абу Омар посещал, сотрудники американского Центрального разведывательного управления перешли к действиям: подозреваемый был сначала доставлен на американскую базу Авиано на севере Италии, а затем переправлен в Египет, где он до сих пор удерживается под стражей. По словам самого Абу Омара, он подвергался пыткам.
Известие о похищении вызвало напряженность в отношениях между итальянским и американским правительствами. Рим опроверг утверждение о том, что он был в курсе этой операции, и потребовал полного уважения своего суверенитета. Что не помешало Сильвио Берлускони 20 декабря признать на пресс-конференции, что "инцидента с бывшим имамом не существует", тем более, что, по его словам, "когда демократии защищают себя, они не могут всегда соблюдать кодексы".
В свою очередь, министр юстиции потребовал предоставления ему полного досье по данному делу для изучения запроса об экстрадиции, который поступил к нему в ноябре и ответ на который должен дать именно он. Суд Милана отреагировал на это подписанием ордеров на аресты, проведение которых неподвластно политическому контролю. Министр, являющийся одним из высших руководителей "Северной лиги" (пропрезидентской партии. - Прим. ред.), выступил в защиту своей позиции, назвав судью, ведущего расследование, "воинствующим судьей".
Воинствующая или нет, но итальянская юстиция не обнаруживает желания считаться с потребностями альянса с США. В четверг 22 декабря прокуратура Рима решила возбудить уголовное дело по статье "умышленное убийство" в отношении американского солдата, от пуль которого в марте этого года погиб итальянский агент Николо Калипари. Ставший национальным героем, агент погиб, прикрывая своим телом освобожденную похитителями журналистку газеты Manifesto Джулиану Сгрену, которую он вез в аэропорт вместе с другим агентом. Автомобиль, в котором они находились, был обстрелян на американском блокпосту.
Расследования, проводившиеся на обоих берегах Атлантики, привели к различным результатам. По утверждению Вашингтона, автомобиль ехал слишком быстро и нарушил правила проезда через блокпост. Итальянская версия - совсем иная. Судьи римской прокуратуры в ходе расследования установили, что смертельный выстрел произвел 34-летний житель Нью-Йорка Марио Льюис Лозано: из 58 пуль, выпущенных им, 11 попали в машину.
Судьи сочли наличие этой версии "доказательством самостоятельности", даже если, как заявил в интервью газете La Repubblica представитель расследования Франко Ионта, "процесс, возможно, не состоится никогда". В Пентагоне на сей счет сомнений нет. Как только было объявлено о возбуждении уголовного дела против морского пехотинца, пресс-секретарь американского оборонного ведомства заявил, что в тот вечер, когда произошел инцидент, солдаты действовали согласно инструкциям. В пятницу в интервью телерадиокомпании RAI вдова Николы Калипари выразила свое сожаление по этому поводу. "Все, чего мы добиваемся, - сказала она, - это чтобы уважалось достоинство человека и страны".