Спустя год после "оранжевой революции" на Украине усилия России по борьбе с распространением демократии в Западной Европе не слабеют. Ее последнее оружие - это природный газ. С началом отопительного сезона Москва объявила через контролируемую государством энергетическую компанию "Газпром", что он более чем утроит цену за газовые поставки на Украину, до 160 долларов за тысячу кубометров. Когда украинское правительство попыталось договориться о постепенном увеличении, Москва пригрозила поднять цену еще выше, до более чем 200 долларов, или прекратить поставки с 1 января. Российский президент Владимир Путин решил инициировать этот кризис как раз в тот момент, когда Украина приближается к решающим парламентским выборам 26 марта. Благодаря Путину быстро растущие цены на энергоносители для украинских потребителей могут стать наказанием для бывших "оранжевых" революционеров.
В соседней Белоруссии промосковский президент Александр Лукашенко не терзается подобными тревогами. У него тоже приближаются выборы, намеченные на 19 марта. Он неожиданно запланировал их на прошлой неделе, через день после встречи с Путиным. На той встрече Путин согласился сохранить цену на газ для Белоруссии неизменной в будущем году - 46 долларов за тысячу кубометров. У демократической оппозиции Белоруссии, которая готовилась к президентским выборам в июле, осталась всего одна неделя на то, чтобы зарегистрировать своего кандидата, и всего несколько недель на проведение кампании, без поддержки средств массовой информации, денег и права на свободу собраний.
Западные лидеры были склонны предполагать после "оранжевой революции", что Украина прочно встала на путь демократии и следует ожидать, что она последует по стопам других бывших советских коммунистических государств, таких как Польша и Венгрия. Белоруссия, надеялись они, может стать следующей. Президент Буш публично указал на нее как на "последнюю диктатуру в Европе", а конгресс и ЕС одобрили программы на миллионы долларов для поддержки продемократических движений. Однако внимание западных правительств к Восточной Европе в последнее время ослабело, в то время как Путин своего внимания не ослабил. Он так и не принял "оранжевой революции", называя ее заговором западных разведывательных агентств. Многое в его внешней и внутренней политике в последний год было направлено на подавление таких демократических движений в Евразии и на создание гарантий того, что ничего подобного не может произойти в России.
Март может стать важной вехой в его контрреволюции: сначала переизбрание Лукашенко, от которого можно ожидать и мошенничества, и насилия против оппонентов; затем, через неделю, украинские выборы, которые могут значительно ослабить продемократические партии, которые Путин безуспешно пытался подавить год назад. И это, возможно, не все. Официальное заявление о встрече Путина с Лукашенко на прошлой неделе содержало обещание новых шагов в направлении давно обсуждаемого "союза", который может прекратить существование Белоруссии как независимого государства, включая окончательное утверждение союзной конституции и принятие Белоруссией российского рубля.
Встанет ли Запад на сторону демократии в Белоруссии и на Украине? Пока таких признаков нет. Вскоре после объявления Лукашенко Европейский союз решил отложить запуск радиостанции, которая должна была транслировать не подлежащую цензуре информацию для белорусов. Министр иностранных дел Польши Стефан Меллер побеседовал с госсекретарем США Кондолизой Райс об украинских проблемах с ценами на газ во время визита в Вашингтон на прошлой неделе, однако они не пришли к соглашению о конкретной ответной реакции. Многие в администрации по-прежнему не хотят реагировать или даже признавать факт того, что Путин ведет агрессивную кампанию с целью подрыва продемократической политики Буша. И пока США продолжают сохранять апатию, путинская цена продолжает расти.