Жизнь в чеченской столице после двух войн возвращается в нормальное русло
"Добро пожаловать в ад" - было написано на въезде в Грозный в первую чеченскую войну. Действительно, столица Чечни представляла собой настоящий ад. Следы этого кошмара сохранялись дольше десяти лет. Грозный в руинах, разрушенный чуть ли не сильнее городов, подвергшихся бомбардировкам во Вторую мировую, - казалось, его уже не восстановить. Но случилось чудо, и из пепла восстал новый Грозный.
Сегодня в чеченской столице практически не осталось следов двух войн, кажется, что жизнь вернулась в нормальное русло. Матери гуляют с детьми и колясками на площади Кадырова, названной в честь отца нынешнего чеченского президента, погибшего во время теракта сепаратистов, и площади Нефтяников. В кафе по вечерам вновь царит оживление, уже нет необходимости запираться по домам, когда стемнеет. На улицах - чистота, дома сверкают.
В советские времена Грозный считался одним из красивейших городов Северного Кавказа, теперь он хочет вернуть былую славу. Но уже отмеченную новым отпечатком - культом Кадыровых, отца и сына. Портрет местного лидера Рамзана Кадырова, который в 31 год является самым молодым региональным руководителем в Российской Федерации, встречается повсюду. Такое изобилие - из-за которого город можно было бы переименовать в Рамзанесбург, - а также чистота и спокойствие в городе навевают воспоминания об атмосфере, царившей в среднеазиатских республиках Советского Союза. Демонстрируя лояльность Москве, князьки в своем уделе обладали абсолютной властью. Реконструкция Грозного - в первую очередь, заслуга Кадырова, который для этой цели использовал все доступные ему средства, в том числе и те, что противоречат закону, утверждают его критики.
Количество похищений и исчезновений - в основном тех, кто подозревается в симпатиях к сепаратистам - резко сократилось после того, как молодой Кадыров стал президентом Чечни. Достаточно упомянуть, что, по данным НПО "Мемориал", с мая по август было всего девять похищений. Истина в том, что, по словам Натальи Эстемировой, грозненской сотрудницы "Мемориала", увеличилось число тех, кто боится заявлять о похищениях, так как их в основном совершают люди в форме. Люди пытаются вернуть своих родных с помощью выкупа или влиятельных связей. Как бы то ни было, проблема остается, и безнаказанность тоже.
Кадыров этого не отрицает. "Я признаю, что есть проблема похищений и исчезновений. Я постоянно привлекаю к этому внимание прокуратуры. Не знаю, почему некоторые учреждения закрывают глаза на эту проблему. Я - защитник своего народа, а не марионетка России. Я - патриот, я люблю свою республику и буду защищать интересы народа. Я добьюсь того, чтобы преступники - с погонами или без - сидели в тюрьме", - заявил чеченский лидер в Грозном группе журналистов, попытавшись тем самым переложить ответственность за эти преступления на российских военных. Одновременно он решительно отрицал собственное участие в похищениях и пытках.
Различные правозащитные организации неоднократно заявляли, что войска Кадырова - еще до вступления его в должность президента - похищали людей, некоторых потом находили мертвыми со следами пыток. Убитая журналистка Анна Политковская была одной из тех, кто обвинял в этих преступлениях Кадырова, и ее коллеги считают, что за ее убийством стоит чеченский лидер. Наблюдающаяся сегодня в Чечне стабильность очень хрупкая, так как существуют серьезные социальные проблемы. Безработица превышает 70%, и многие семьи вынуждены жить на 150 евро в месяц.