До того, как Международный олимпийский комитет в июле 2007 года отдал право на проведение зимней Олимпиады 2014 года России, Владимир Путин "мог на одном дыхании говорить о Сочи и больших расходах, которые составят 12 млрд долларов": это был "докризисный год, высокие цены на нефть и газ приносили в казну значительный доход, рейтинги Путина постоянно росли, а кремлевские пиарщики разглагольствовали о силе России, мол, страна выделяет на Олимпиаду бюджет, который в разы превосходит бюджеты южнокорейского и австрийского конкурентов Сочи", пишет Райнхард Везер в Frankfurter Allgemeine.
Спустя шесть лет, в сентябре 2013 года, в интервью "Первому каналу" Путин назвал уже другую цифру - 214 млрд рублей, то есть менее 7 млрд долларов. Президент особо подчеркнул: "Может быть, в целом Россия вложила больше денег в подготовку к Сочи-2014, но собственно на олимпийские объекты мы потратили не больше, чем другие государства".
Новая цена, названная Путиным, отмечает журналист, стала "реакцией на другую сумму, которая в феврале 2013-го повергла Россию в шок". Так, по информации исключительно авторитетного издания "Ведомости", ссылающегося на документы госкомиссии по подготовке к Олимпиаде, затраты на нее выросли до 1,5 триллионов рублей, а это порядка 50 млрд долларов. За прошедшие шесть лет, комментирует Везер, "в стране много чего случилось - экономический кризис Россия с ее зависимостью от сырьевого экспорта преодолела труднее промышленно развитых государств, имели место природные катастрофы типа пожаров 2010 года, прокатилась волна протестов против фальсификаций на выборах, а на реализацию социальных обещаний, которые дал президент в мае 2012-го, до переизбрания, нет больше денег. Так что хвастаться гигантскими затратами на двухнедельное спортивное мероприятие стало очень некстати".
МОК, говорится далее, встал на сторону российского президента. Бюджет Сочи, по словам председателя Координационной комиссии по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Жан-Клода Килли, адекватен бюджету ванкуверских Игр 2010 года, обошедшихся канадцам почти в 8 млрд долларов. Но если заявленная стоимость ванкуверской Олимпиады, несмотря на критику, все же отражала примерную величину реальных затрат (причем в эти 8 млрд вошли как расходы на олимпийские объекты и инфраструктуру, так и обеспечение безопасности и собственно проведение Игр), то неясно, на что были потрачены озвученные Путиным 214 млрд рублей. "Неясно, по всей видимости, даже самим организаторам Игр", - говорится в статье. Оргкомитет Сочи-2014 на запрос Frankfurter Allgemeine не смог дать детального ответа.
Из высказывания российского лидера, продолжает Везер, следует, что в сумме не отражена большая статья расходов, которая присутствовала у канадцев. "Еще больше средств израсходовано на инфраструктуру Сочи", - заявил тогда президент, подробно, но без указания стоимости, перечислив, сколько было построено километров дорог, тоннелей, мостов, газовых труб, гостиниц и прочего.
Некоторые цифры, разумеется, известны, и из них следует, что если "вы хотите узнать реальную стоимость сочинской Олимпиады, вам необходимо умножить озвученные 214 млрд руб. на некое число X". Только железнодорожники выложили за строительство 40-километровой комбинированной автомобильно-железнодорожной нитки по долине реки Мзымта, между стадионами на берегу Черного моря и горнолыжным курортом Красная Поляна, 243 млрд рублей (7,4 млрд долларов), то есть сумму, превосходящую ту окончательную, что назвал президент. А ведь именно это дорожное сообщение было ключевым в концепции, которую Сочи предоставил в МОК еще до голосования, напоминает автор.
На реальные, куда более крупные затраты в связи с Олимпиадой указывают и споры, которые чуть ли не публично ведут между собой правительство, государственные банки и крупные концерны, принужденные Путиным инвестировать в Игры. Цифры, которые становятся известны в ходе этих перепалок, складываются в "мозаику, помогающую высветить масштаб истинных затрат". И причины, по которым они ведут спор, говорят о том, что коррупция - отнюдь не единственный бич предстоящей Олимпиады. Сочи еще "придется заплатить реальную стоимость Игр после их окончания, когда придется выделять огромные средства на поддержание раздутой сочинской инфраструктуры, когда часть спортивных объектов не окупится, а инвесторы разорятся", говорится в статье.