"Частная жизнь - важна, частная жизнь позволяет нам определить, кто мы и кем мы хотим быть", - заявил Сноуден в эфире британского Channel 4. Возможно, Сноуден - американский националист, который пошел на конфронтацию с правительством, сочтя, что оно не служит народу? - вопрошает пресса. Разоблачения Сноудена уже побудили власти пересмотреть масштабы слежки АНБ, американцы требуют публичного и детального отчета об этой практике внутри страны.
В обращении, показанном в среду британским телевидением, бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден призвал покончить с массовой слежкой, утверждая, что разоблаченный им автоматизированный контроль превосходит все фантазии Джорджа Оруэлла в романе "1984", передает The New York Times.
"Родившийся сегодня ребенок вырастет без всякого представления о личной информации и приватном пространстве", - заявил Сноуден по каналу Channel 4. "Частная жизнь - важна, частная жизнь позволяет нам определить, кто мы и кем мы хотим быть", - сказал разоблачитель.
Недавно судья федерального районного суда округа Колумбия заявил, что массовый сбор информации АНБ, возможно, противоречил конституции. Президент Обама поручил комиссии внешних экспертов изучить действия агентства; на прошлой неделе она сделала доклад, в котором рекомендовалось сократить сбор информации агентством, говорится в статье.
"Спросить всегда дешевле, чем шпионить", - заметил Сноуден.
Краткое появление Сноудена в эфире в среду прошло в формате традиционного для Channel 4 телеобращения, альтернативного ежегодному рождественскому посланию королевы. За 20 лет этой практики канал приглашал многих откровенно высказывающих свое мнение публичных персон, поясняет автор статьи.
В недавнем интервью Сноуден уверял: если он и действовал против правительства США, то только во благо американского народа и во имя высших идеалов, отмечает в блоге The Washington Post обозреватель Макс Фишер.
По мнению Фишера, высказывания Сноудена - признак мировоззрения, которое "в любом другом национальном контексте мы бы назвали национализмом". Это идеи, что нужно взять под контроль правительство, которое сильно отклонилось от отстаивания общественных интересов, что "человек может и, возможно, должен хранить верность своей нации и ставить ее выше, чем верность правительству".
Автор усматривает в этом потенциальную опасность: "Когда одиночка может, выступая от имени "нации", выйти за рамки демократических институций или решительно бросить им вызов, это риск подорвать институции".
Однако в данном случае ситуация крайне запутанная. Сноуден разгласил секреты США, не выяснив наперед, разделяют ли американцы его позицию. Но американцы не могли выступить против массовой слежки, так как попросту о ней не знали.
Возможно, именно благодаря "примеси национализма" Сноуден расколол Америку: он вызывает либо восторг, либо ненависть. "Эта дихотомия раскрывает всю мощь и риск националистических движений", - заключает Фишер.
Благодаря Сноудену мы узнали многое о том, чем втайне занималось АНБ США. В результате Конгресс, Федеральный окружной суд и Белый дом обдумывают, как обуздать АНБ и защитить тайну частной жизни американцев. Однако необходимо ответить на главные вопросы - о том, как именно разведслужбы США используют АНБ против американцев, пишет Сет Розенфельд в The Los Angeles Times.
Лишь после Уотергейтского скандала и публикаций в СМИ, основанных на утечках, Конгресс провел первые и на сегодняшний день самые детальные общественные слушания о том, как деятельность разведслужб нарушает права американцев, говорится в статье.
В середине 1970-х комиссия Чёрча выяснила, что под руководством Эдгара Гувера ФБР следило за сотнями тысяч американцев, выступавших против политики правительства, под предлогом того, что они действовали по указке Кремля. При этом методы, разработанные для борьбы с иностранными противниками, использовались против студентов, борцов за гражданские права и лидеров ненасильственных протестов вроде Мартина Лютера Кинга.
Журналист требует "созвать новую комиссию Чёрча" и выяснить не только то, какие данные собирает АНБ, но и как другие разведывательные агентства их используют. Следит ли АНБ за американскими гражданами и организациями, участвующими в протестном движении, такими, как Occupy? Следит ли оно за иммигрантами, например за мусульманскими общинами, которые страдают от назойливого внимания со стороны ФБР? Используется ли АНБ для сбора информации об академических сообществах, которые являются естественными узлами инакомыслия? Информацию о каких американских гражданах запрашивали у АНБ другие разведслужбы и с какими целями?
"История учит нас, что для настоящей реформы требуется публичный отчет о том, как именно разведслужбы использовались против американцев", - заключает Розенфельд.
По словам бывшего сотрудника АНБ, это ведомство тонет в море бесполезной информации, собранной в результате слежки, пишет The Wall Street Journal. Так заявил Уильям Бинни, один из создателей компьютерных программ, с помощью которых АНБ шпионит за интернет-трафиком. Бинни проработал в АНБ более 30 лет, "дослужился до ранга, аналогичного генеральскому" и ушел в отставку в 2001-м после того, как ведомство отказалось использовать его программу. Тогда Бинни разработал метод шифрования всех американских метаданных и предложил дешифровывать информацию лишь по ордеру суда.
"Они сами себя доводят до дисфункциональности, собирая все эти данные", - сказал Бинни на конференции в Лозанне (Швейцария), посвященной неприкосновенности частной жизни. Аналитики, заваленные информацией, не способны эффективно выполнять свою работу, а колоссальные архивы - непреодолимый соблазн, толкающий на злоупотребления.
Президентская комиссия недавно рекомендовала АНБ прекратить массовый сбор данных о телефонных звонках американцев и создать "умный софт" для сортировки информации в момент сбора. Бинни назвал доклад комиссии "бюрократическим", но счел разумными идеи "умного софта" и создания надзорной группы с полным доступом "в трусы АНБ" и ФБР (по выражению Бинни).
Сноуден сообщил через адвоката, что питает "огромное уважение" к Бинни, который "сделал все, что мог сделать в рамках правил".