Год начался с тревог спортивного мира по поводу России, а заканчивается ими же, утверждает обозреватель The International New York Times Кристофер Клэри.
Вначале беспокойство вызывал Сочи, более известный как летний курорт. "Но после затрат, которые, по некоторым оценкам, составили 51 млрд долларов, а также многочисленных стенаний и обвинений, зимние Олимпийские игры действительно состоялись в этом городе. Хотя Олимпиада в Сочи по многим критериям стала успешной, ее позитивные последствия на мировой арене стремительно поблекли спустя несколько недель, когда Россия аннексировала другую черноморскую "недвижимость" - Крым, расположенный в соседней Украине", - говорится в статье.
"Проецирование "мягкой силы" России - например, в Сочи и на мундиале - задумано, чтобы остальной мир воспринимал Россию как мирное место, где можно заниматься бизнесом и восторгаться культурой, куда можно посылать на учебу своих детей, - говорит Роберт Эделмен, преподаватель российской истории и истории спорта (Калифорнийский университет, Сан-Диего). - Но они это растранжирили".
Обозреватель комментирует: "пока не подсчитано, какую долю 51 млрд долларов россияне растранжирили зря". Правда, добавляет он, значительная часть денег была потрачена на инфраструктуру.
Рискованный выбор МОК и крупные инвестиции России окупятся (или не окупятся) при последующем использовании объектов в Сочи. "Последствия для экологии уже должны заставить МОК содрогнуться, так как он любит считать себя "зеленым". Олимпийский парк у Черного моря в Сочи определенно похож на идеальный ареал "белых слонов" [Фразеологизм, означающий обузу, имущество, содержание которого обходится дорого. - Прим. ред.]", - говорится в статье. Правда, часть объектов использовалась для проведения Гран-при "Формулы-1" и "Всемирной олимпиады роботов". Большой ледовый дворец стал домашней ареной одной из команд КХЛ, а стадион "Фишт" будет использоваться для ЧМ-2018 по футболу.
Но россиянам не довелось использовать здания в Сочи для саммита G8. "Из-за украинского кризиса он был перенесен в Брюссель. Это напоминание о том, как много изменилось за последние несколько месяцев", - пишет автор.
В 2014 году в спортивном мире вообще было много перемен: например, футбольная команда "Сиэтл сихокз" впервые завоевала Суперкубок США, а в гольфе появилась "вундеркинд" Лидия Ко. "Но если изучить список чемпионов, то главная тема - элита, которая возвращает себе высокое положение", - пишет автор. Так, мадридский "Реал" в 10-й раз победил в турнире Лиги чемпионов, а Льюис Хамильтон отвоевал "корону" пилотов "Формулы-1" у Себастьяна Веттеля. Сборная Германии в четвертый раз стала чемпионом мира по футболу.
Мужская сборная России по хоккею не смогла пробиться даже в тройку призеров на Олимпиаде в Сочи. Россияне сменили тренера и в мае выиграли чемпионат мира.
"К тому времени стало ясно, что для России 2014 год - как зебра", - пишет автор. Аделина Сотникова завоевала в Сочи одну из самых престижных золотых медалей, но Олимпийский комитет и Союз конькобежцев Южной Кореи подали официальные жалобы (правда, они были отклонены).
По общему количеству медалей Россия заняла в Сочи первое место. "Но позднее российским чиновникам пришлось опровергать обвинения, что некоторые российские спортсмены использовали продукты на основе ксенона, которые во время Игр не были под запретом, но позднее были включены Всемирным антидопинговым агентством в список запрещенных средств, так как повышают выносливость", - говорится в статье.
Намного более серьезными автор считает обвинения, прозвучавшие в фильме немецкого телеканала ARD, - утверждения, что в России широко распространен допинг, причем власти регулярно пособничают ему и скрывают его факты. Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики, назвал обвинения "клеветническими".
Это еще не все проблемы России: РФС не нашел денег на зарплату тренеру сборной Фабио Капелло. Кризис в российской экономике вызывает опасения, что хоккейным, баскетбольным и футбольным клубам будет трудно привлекать зарубежных игроков.
"Накануне нового года тревоги России, а также тревоги мира из-за России, похоже, далеко не развеялись", - заключает автор.