Арбитражный суд кантона Женева отменил арест, наложенный на счета тичинской фирмы ?Мерката?. Это решение было принято еще 7 февраля, однако стороны узнали о нем только в прошлую среду. Женевские следователи негодуют. Защита празднует победу. Обе стороны не жалеют резких слов.
Штаб-квартира ?Меркаты? расположена в элитном пригороде Лугано. Фирма принадлежит россиянину Виктору Столповских. Женевский следователь Даниэль Дево подозревает Столповских в даче огромных взяток за получение государственных заказов в России и отмывании этих денег через швейцарские банки. Прошлым летом Столповских отказался прибыть в Женеву на допрос по вызову швейцарской прокуратуры, и Дево выписал международный ордер на его арест (по такому же ордеру в аэропорту Нью-Йорка недавно был арестован Павел Бородин).
В ходе расследования Дево изъял банковскую документацию ?Меркаты? и заморозил счета фирмы на общую сумму 100 млн. франков, открытые в Женеве, Цюрихе и Лугано. Столповских обжаловал этот шаг швейцарской прокуратуры. Теперь после решения арбитражного суда, с юридической точки зрения, россиянин снова может свободно распоряжаться своими средствами.
У Лучио Аморузо, женевского адвоката ?Меркаты?, никаких сомнений больше нет: ?Конструкция следователя Дево рухнула, а вся эта ситуация лишь показала, что в кантоне Женева мы имеем дело не с серьезными судьями, с бандой сумасшедших, претендующих на истину в первой инстанции?.
Серьезные судьи, по мнению Аморузо, стремятся укрепиться в своих подозрение, они изучают людей и процессы, прослушивают телефоны. А к замораживанию счетов и ордерам на арест они прибегают только в случае, если имеют неопровержимые доказательства виновности подозреваемых. Однако в Женеве, по словам адвоката, вполне достаточно ?крохотного подозрения?, чтобы прибегнуть к принудительным мерам. Такое игнорирование принципа презумпции невиновности на основании недоказанных обвинений является серьезным вмешательством в свободу граждан, - вынес резолюцию арбитражный суд Женевы.
Женевский арбитражный суд, тем временем, не отрицает, что следователю Дево удалось весьма точно проследить цепочку транзакций на сумму в 62 млн. долларов, с помощью которых ?Мерката? добилась получения выгодных заказов в Кремле. Арбитражный суд не оспаривает, что из этих денег около 25 млн. долларов оказалось в кармане Бородина и членов его семьи. Суд согласился также с последним заключением Дево о том, что в 1996 г. из огромной суммы, заплаченной за модернизацию самолета президента Ельцина, 2 миллиона долларов было получено Бородиным в виде взятки. Арбитражный суд лишь сомневается в том, что швейцарские судьи имеют право выносить приговор по этому делу до тех пор, пока не ясна позиция российского правосудия.
Весьма противоречивая аргументация, с которой абсолютно не согласен женевский прокурор Бернар Бертосса. ?Разве мы можем не обращать внимания на то, что в Москве кто-то платит взятки государственными деньгами третьей стороне только потому, что сами русские игнорируют это обстоятельство?? - спрашивает Бертосса. ?С тем же успехом мы могли бы сказать: вполне нормально, когда федеральный советник Шмид кладет деньги себе в карман, покупая оружие для швейцарской армии?, - говорит женевский прокурор. По мнению Бертоссы, решение арбитражного суда стало ?новым препятствием, несмотря на которое женевская прокуратура продолжит свое расследование?.
Адвокаты, в настоящее время пытающиеся помешать выдаче Швейцарии Павла Бородина, естественно, будут апеллировать и к решению арбитражного суда. Однако прокурор Бертосса продолжает надеяться, что его американские коллеги не разделяют позицию арбитражного суда кантона Женева. А Фолко Галли, пресс-секретарь Федерального ведомства юстиции, снова указывает на то, что американское правосудие не может сомневаться, если выполнены основополагающие условия соглашения о выдаче лиц, обвиняемых в преступлениях