Российская автомобильная промышленность должна развиваться. До 2005 г. в отрасль планируется инвестировать 9 млрд. долларов, чтобы через пять лет довести выпуск автомобилей до 1,7 млн. штук в год. Это на 50% больше, чем производится сегодня. Программа российского правительства предусматривает, что импорт автомобилей возрастет с 150 до 700 тыс. штук в год, а экспорт с 70 до 200 тыс. штук. Само государство предполагает осуществить лишь незначительную часть капиталовложений, большая часть, как ожидается, будет сделана иностранными инвесторами.
Уже сейчас российская автомобильная промышленность переживает второе рождение. Сбыт растет, и не в последнюю очередь в связи с девальвацией рубля осенью 1998г., в результате которой резко подешевела российская ?Лада?. Теперь она стоит всего 3,5 тыс. долларов. Подержанные иномарки стоят дороже, однако по качеству ?Лада? до сих пор заметно уступает западным маркам. Улучшения качества российских автомобилей можно было бы добиться за счет новых финансовых вливаний, а также учитываю ту борьбу за господство на автомобильном рынке, которую ведут гиганты российской алюминиевой промышленности.
?Сибирский алюминий? поглотил волжский ?ГАЗ?, производителя фургонов ?Газель? и российских лимузинов ?Волга?. Нет сомнений, что ?Сибирский алюминий? предполагает получить контроль и над самым крупным российским автомобильным концерном ?АвтоВАЗ?, не в последнюю очередь в связи с тем, что волжский концерн недавно приобрел единственный украинский завод по производству алюминия. Слияние может произойти уже в июле, когда акции Всероссийского автомобильного альянса (АВВА) будут превращены в акции ?АвтоВАЗа?. Руководство предприятия потеряет при этом 8% своих акций, а один из крупнейших акционеров АвтоВАЗа, ?Русинвест?, еще летом этого года продал свои акции концерну ?ГАЗ?, который в настоящее время уже находится под контролем ?Сибирского алюминия?. После создания совместного предприятия с ?Дженерал Моторс? и ЕБРР интерес российского металлургического гиганта к ВАЗу только возрастет, считает росийская газета ?Ведомости?.
По мнению московских аналитиков, интерес металлургических концернов в автомобильной промышленности вполне ясен. Прежде всего, таким образом российские металлопроизводители смогут расширить сферу своей деятельности. Во-вторых, они смогут уменьшить свою зависимость от экспортной конъюнктуры. В третьих, огромные доходы, которые металлургические концерны сумели заработать благодаря резко возросшему после девальвации рубля экспорту невозможно было потратить только на модернизацию собственных предприятий. Теперь их можно вложит в автомобилестроение. К тому же автомобильная промышленность потребляет 30-40% ежегодного производства стали в России.
Основная проблема западных автомобилестроительных концернов связана с незначительной покупательной способностью российских потребителей, которая, по оценкам, составляет около 50 тыс. автомобилей по цене до 10 тыс. долларов в год. В этой ситуации западные концерны должны понижать издержки производства. Концерны ?Рено? и Пежо?, ознакомившись с ситуацией со сбытом автомобилей в России, пришли к неутешительным выводам.
Сотрудничество ?Дженерал моторз? с ?Ладой? и ?Нивой?, по данным представителей американского концерна, тоже развивается не особенно благоприятно. Совместная деятельность ?Фиата? и ?ГАЗа? практически приостановлена. Оба предприятия, правда, надеются, что когда-нибудь в будущем их сотрудничество будет приносить прибыль. В ноябре этого года под Санкт-Петербургом должно начаться производство автомобилей ?Форд-фокус?. БМВ производит свои автомобили в Калининграде, собираясь в этом году приступить к сборке третьей серии. Французский ?Рено? сотрудничает с ?Москвичем?.