Что делают во время российских экспедиций на снегоходах, спрашивал Маркус Уэринг. Носят оружие, пьют водку, поют и танцуют, вот что.
"Для англичан, "Дорога в ад!" - крикнул финский журналист Харри. Рядом с Харри в вестибюле сомнительного российского отеля на Кольском полуострове сидел озадаченный я. Харри и другие мои новые финские друзья пели и танцевали под Криса Ри после 17 часов катания на мотосанях, я пытался вспомнить, покрывает ли моя страховка случаи, связанные с падением на пол после принятия чистой водки...
Экстремальные сафари на снегоходах ? такой способ повеселиться нашли финны. Наш снегоход должен был доставить нас из Саллы на севере Финляндии через российскую границу в Мурманск. 450 км, два с половиной дня езды. И обратно.
Через полтора часа после отъезда мы добрались до границы. Все выглядит в точности так, как я ожидал: как съемочная площадка "Бондианы". Однако, если мы думали, что последних российских солдат с автоматами Калашникова мы увидим на границе, то мы недооценили добросовестности Игоря и Алексея. Эти серьезные ребята "сопровождали" нас до Мурманска дальше которого нет ничего, если не считать нескольких полярных медведей и Северного Полюса.
Лед растаял, мы не смущаясь пьем сильнодействующую российскую водку, небрежно сворачиваем налево на лесную дорогу и даем пустыне поглотить себя. Снегоходы - это не для слабонервных. Шумные, дурно пахнущие животные с двигателем 550 кубических сантиметров, без коробки передач и скоростью до 110 км в час. Сзади гусеница, спереди - две лыжи. При повороте машина резко кренится, а неровная дорога по низким холмам и по лесу то заставляет нас медленно плестись, то позволяет нестись на полной скорости. Глубина снега - два метра, и часто нам приходится выкапывать из него машины. Поскольку мы совершаем первое в этом году путешествие, прокладывая дорогу для следующих любителей сафари, поездка отнимаем больше времени, чем могла бы.
Можно честно сказать, что путешествие в Мурманск проходило у черта на куличках: 40 000 квадратных метров снежной пустоши с низкими холмами и замерзшими реками далеко за Полярным кругом. В небе нет самолетов, на протяжении многих километров не встречается следов обитания человека.
Я и мои друзья Алистер и Рег стали первыми англичанами, отправившимися в подобное сафари, в то время как клиентов из Германии у "Kola Extreme" - финской снегомобильной компании - было много. ("Они любят запредельные развлечения", - улыбаясь, объяснил нам наш гид Рейджо, создатель компании.) Рейджо радостно сообщил, что недавно температура падала ниже 58 градусов по Цельсию. Я одним глазом поглядываю на лыжи и молю Бога о локальной вспышке глобального потепления. Полюбовавшись после заката северным сиянием, мы несемся на север в Ковдор, расположенный в нескольких метрах от границы. Мы прибыли на место в 1:30 ночи, то есть провели в пути 17 часов. Обычно поездка отнимает восемь часов. Ковдор - замерзший промышленный город с огромной дымовой трубой - это вполне может быть Шангри-ла [так раньше назывался Кемп Девид - примечание InoPressa]. "У меня такое чувство, будто бы я нахожусь в параллельном мире, - стонет Алистэр. Харри кричит: "Шампанское!" и врубает магнитофон.
Трудно сказать, как относятся жители Ковдора к "Kola Extreme" и толпам искателей приключений с Запада. Мы явно бросались в глаза, гуляя среди стандартных серых жилых домов и странных маленьких ларьков по продаже цветов и сладостей. Но недолго - после быстрой прогулки по городу настало время прятаться в помещении, пока наши машины не перестали работать от холода.
Если вы думаете, что огромный северный российский промышленный комплекс ничем не отличается от других, то вы правы. В самой северной точке нашего путешествия, в Мурманске, было холоднее, чем в Ковдоре, и еще больше многоквартирных домов и дымящихся труб. (Главной городской новостью прошлого года была доставка в соседний порт Росляково корпуса подводной лодки "Курск", которую постигла печальная участь). Неподалеку находится база Северного флота Североморск, а также значительная часть российских ядерных сил.
В ходе автобусной экскурсии из всего военного оборудования нам удалось увидеть только истребитель МиГ, который раньше охранял военные колонны, а теперь выставлен на всеобщее обозрение и спокойно взирает на атомные ледоколы. Здесь хранится также якорь первого российского ледокола, добравшегося в это Богом забытое место - реликт, сохранившийся с тех времен, когда Великобритания уговорила Россию сделать Мурманск перевалочным пунктом после открытия Северного морского пути в шестнадцатом веке.
Этим вечером мы увидели главные декорации нашего путешествия. В самом лучшем отеле города русский хор в национальных костюмах пригласил нас попробовать соленый хлеб с водкой, а потом исполнил прекрасную песню. После украинского борща и трески из Баренцева моря они поют народные песни, заставляют нас танцевать и заканчивают... чем же еще, конечно "Back in the USSR" на русском.
В последний день, следуя путем, проложенным прошлой безумной ночью, колонна из восьми снегоходов наконец выбирается на дорогу и несется назад к российско-финской границе со скоростью 100 км в час, поднимая на напоминающей "Cresta run" [трасса для скелетона в Швейцарии - примечание InoPressa] дороге снежную бурю. Мы попрощались с Игорем и Алексеем, которые получили за свои хлопоты сумму в рублях. После второго и последнего пограничного поста мы попадаем назад в Финляндию. Во время досмотра финский журналист Харри решает рискнуть и, представляясь, говорит: "Бонд, Джеймс Бонд". К счастью, российским пограничникам эта шутка пришлась по душе.
Интерьер безумно теплого отеля в Финляндии. Рейджо поздравляет нас: "Вы не подвели свою страну; вы - экстремальные люди". Но Харри не удовлетворен. Он собирается совершить поездку на снегоходе домой в город Йенсуу на юге Финляндии, что отнимет у него 50 часов. Даже финны считают, что он - северный олень, отбившийся от стаи.
Я пожимаю ему руку и обещаю, что воспользуюсь всеми имеющимися в отеле полотенцами, посмотрю сериал "Элли Макбил" и полечу домой приходить в себя. А в ад он может отправляться сам.