"Мы вносим изменения в наши политические планы вовсе не потому, что грузинское население демонстрирует симпатию в отношении России". 37-летняя председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе, профессор международного права Тбилисского университета, не скрывает своего презрительного отношения к инициативе оппозиции ? посланию, подписанному населением Грузии и названному "Грузия - наша родина, Россия - наш сосед". Эта акция призвана напомнить правительству Грузии о важности сохранения хороших отношений с Москвой. Следует отметить, что президент Грузии Эдуард Шеварднадзе проводит явно прозападную и проамериканскую внешнюю политику, компенсируемую щедрой помощью со стороны МВФ и Всемирного банка. Не говоря уже о том, что российская помощь стремящейся к независимости Абхазии была для Грузии и России настоящим яблоком раздора на протяжении последних 10 лет.
Однако население, имеющее возможность ежедневно смотреть программы российского телевидения и сталкивающееся со все возрастающими трудностями (безработица, нищенские зарплаты и всеобщая коррупция), с ностальгией вспоминает о более благополучных временах существования Советского Союза. И не только население. Так, например, один из заместителей председателя парламента Вахтанг Рчеулишвили, являющийся лидером грузинской соцпартии, возглавил пророссийскую фронду: "Мы потеряли десять лет в ссорах с Россией, и это стало нашей самой большой ошибкой. Мы не против хороших отношений с Западом, но мы против небрежного отношения к основополагающим связям с Москвой".
"Россия проводит ясную и предсказуемую политику на Кавказе. Без России мир в этом регионе невозможен". Эти разногласия по вопросам внешней политики Грузии возникли именно в тот момент, когда в район Панкисского ущелья, расположенного между Грузией и Чечней, стали прибывать многочисленные беженцы из Чечни. Среди которых, согласно обвинениям российской стороны, затесались боевики и лидеры чеченских террористов.
На прошлой неделе министр иностранных дел Игорь Иванов сделал предположение о том, что в этом районе может скрываться сам бен Ладен. Крайне раздраженный президент Грузии Шеварднадзе в ответ на это заявил, что мать Иванова сама родилась в Панкисском ущелье и что, быть может, именно в ее доме и скрывается бен Ладен. Однако заявления Иванова, которые министр обороны Грузии назвал "лишенными всякого стратегического смысла", а министр иностранных дел Грузии - "суровым ударом по российско-грузинским отношениям", стали ответом на высказывания американских официальных лиц: госдепартамент и посол Соединенных Штатов в Тбилиси ранее уже говорили о присутствии боевиков "Аль-Каиды" в знаменитых ущельях и о возможности американского вмешательства.
Русские сразу же попытались вскочить в уходящий поезд и заговорили об американо-российской операции в Панкисском ущелье. Официально Тбилиси не против этого, но заявляет, что реализация этого плана должна ограничиться оказанием финансовой и технической помощи. Это объясняется тем, что грузины как огня боятся малейшей военной вспышки в ущельях. "Самой большой опасностью является, - как утверждает Нино Бурджанадзе, - распространение чеченского конфликта на территорию Грузии".
Пророссийски настроенные политики идут еще дальше: "Вооруженная интервенция на нашу территорию приведет к волне насилия, способной нарушить хрупкое равновесие в нашей стране", - говорит Вахтанг Рчеулишвили. Эти дипломатические распри возникли совсем некстати, именно в тот момент, когда грузинская сторона, наконец, согласилась с планом русских о репатриации в Чечню беженцев из Панкисского ущелья. "Только после возвращения их в Чечню, - заявила Нино Бурджанадзе, - можно будет выяснить, кто из них является беженцем, а кто - боевиком".
Но перед лицом стремления американцев очистить Панкисское ущелье, русские вынуждены форсировать события: в Тбилиси прибыли многочисленные российские делегации, в том числе и директор ФСБ Николай Патрушев. Но, кажется, все напрасно: согласно распространившейся в понедельник неофициальной информации, Грузия дала карт-бланш Соединенным Штатам и посоветовала русским держаться подальше. На прошлой неделе два американских самолета доставили в Грузию первые 40 американских солдат. В связи с этим, а также после появления американцев в Центральной Азии, кошмарные предчувствия Москвы оказаться в полном окружении западными странами начинают обретать конкретную форму.