Предложение построить у токийского храма Ясукуни светский мемориал в память о погибших во время Второй мировой войны вызвало разногласия между различными религиозными организациями.
Каждый раз, когда премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми посещает храм Ясукуни, раздается громкий протест как в Японии, так и за рубежом. Исключение составляют синтоистские священники, которые следят за мемориалом в честь погибших во время войны.
И все же не удивительно, что мнение религиозных организаций Японии относительно строительства нового светского мемориала разделилось.
Официальные посещения членами правительства храма Ясукуни неизбежно создают двойственную ситуацию, поскольку синтоистский мемориальный комплекс не делает различия между солдатами, павшими на поле битвы, и военными преступниками класса "A", заслуженно осужденными и казненными после Второй мировой войны.
В декабре консультативная группа секретариата кабинета министров во главе с Ясуо Фукудой заявила о том, что любое решение о строительстве нового мемориала должно быть принято на правительственном уровне.
Так был предложен проект строительства нового мемориала, где люди могли бы отдавать дань всем погибшим во время войны, независимо от их религиозной принадлежности. Но большинство законодателей, представителей либерально-демократической партии, отнеслись к этой идее не только с безразличием, но даже с враждебностью.
Даже несмотря на то, что данное предложение было бы воспринято с пониманием в Китае, в Южной Корее и в других странах, которые во время войны были оккупированы японской армией.
Большинство религиозных организаций Японии опасаются участия государства в поминовении усопших.
"Новый мемориал, который будет одновременно посвящен памяти погибших при выполнении миротворческих миссий ООН и погибших во время Второй мировой войны, станет вторым храмом Ясукуни", - заявил один буддийский священнослужитель на недавнем семинаре, проводимом последователями школы Синсю в Токио в январе этого года.
Этот семинар проводился в течение двух дней, и в нем приняли участие около 60 священнослужителей, представляющих 10 организаций школы Синсю.
"Траур по усопшему должен иметь исключительно конфиденциальный характер, и государство ни в коем случае не должно быть к этому причастно", - добавил священнослужитель.
"А как в таком случае чтить память тех, кто отдал свои жизни во время войны за народ?" - возражали другие представители той же буддийской школы.
"А где же оплакивать своих близких большинству семей, понесших во время войны тяжелые утраты, если храм Ясукуни принадлежит только одной особой религиозной организации и превратился в памятник милитаристскому прошлому?" ? задавал вопрос еще один священнослужитель.
"Только мемориал, не связанный с религией, даст им возможность поминать своих усопших близких без опасения", - заключил еще один участник семинара.
Перед открытием семинара его участники посетили храм Ясукуни и осмотрели мемориальный музей, расположенный на его территории. Такэфуми Ямагути, официальный представитель администрации храма Ясукуни, ответил на вопросы посетителей.
"Японцы всегда одновременно исповедовали две религии и одинаково возносили молитвы как в синтоистских храмах, так и перед буддийскими алтарями. Почему же память о тех, кто отдал свою жизнь за народ, считается восхвалением войны?" - спрашивает Ямагути.
"Я не думаю, что память о погибших за свой народ противоречит желанию большинства людей никогда больше не воевать", ? заключает он.
Естественно, Ямагути выступает против идеи правительства относительно строительства светского мемориала.
На семинаре один из священнослужителей отметил, что мемориал Ясукуни "скорее военный музей, чем место молитвы о мире", ведь страдания войны и тот ущерб, который нанесла минувшая война другим народам, совсем не отражены в его экспозиции. Многие участники семинара говорили о том, что в вопросе о храме Ясукуни следует сделать акцент на разделении государства и религии, а также четко определить, почему соседи Японии столь чувствительны к этой проблеме.
Итоку Такэно, глава организации Дзёдо Синсю Хонгандзи-ха, входящей в школу Синсю и занимающей храм Западный Хонгандзи (Киото), создал инициативную группу по строительству нового национального мемориала. Члены этой группы обращаются за поддержкой к буддийским и христианским организациям. Монахи Хонгандзи не поддержали идею Такэно, хотя ряд других организаций выразил определенную заинтересованность.
Другая организация, Синсю Отани-ха, занимающая храм Восточный Хонгандзи, тоже выступает против строительства нового национального мемориала, хотя не все члены этой организации разделяют мнение руководства.
Несколько старых буддийских школ высказались за строительство мемориала, но выразили сомнение относительно правильности выбора места. Они считают, что национальное кладбище в Тидоригафути, где похоронены неизвестные солдаты, вполне подходит для сооружения такого мемориала.
Католические организации, критикуя посещения премьером Коидзуми храма Ясукуни, еще не выразили своего отношения к строительству мемориала.
Национальный христианский совет Японии и Ассоциация протестантских групп объявили об отрицательном отношении к проекту. Они обвиняют правительство "в попытке возродить военные законы о чрезвычайном положении и придать посещению премьер-министром храма Ясукуни официальный характер".
Официальные представители синтоизма считают, что строительство светского мемориала не имеет смысла, поскольку храм Ясукуни уже давно стал памятником погибшим во время войны. Так считают и многие политические деятели. Более 260 депутатов парламента, в основном члены либерально-демократической партии, подписали коллективное обращение духовенства синтоистских храмов, выступающего против строительства нового мемориала.
На симпозиуме, который провел 11 января в Токио Международный институт изучения религий, представители Сока Гаккай, самой крупной буддийской организации в Японии, поддержали планы строительства.
Представители организаций Дзиндзя Синто, Риссё Косэйкай, Сингон-сю Будзан-ха и католическая делегация выступили против него.
Косэй Савада, представитель Церкви Накацу (Риссё косэйкай) заявил о том, что наиболее "реалистичным" решением этого вопроса было бы сделать мемориалом кладбище в Тидоригафути, поскольку неизвестный солдат является символом всех, кто пал в сражении. "Тогда не будет необходимости строить новый мемориал " - заключил Савада.
Самое главное, что разделяет мнение представителей религиозных организаций - это различие в понимании роли государства. Одни просто опасаются, что синтоизм вновь станет государственной религией, другие хотят учиться на ошибках прошлого и создать новую концепцию государства.
Хисакадзу Инагаки, профессор философии религии Токийского христианского университета, сделал обзор концепции нации на основе общественной выгоды. На встрече христианских организаций, проходившей в октябре прошлого года, он сказал, что традиция поклонения предкам для японцев имеет особое значение, поэтому храм Ясукуни может посещаться.
Но "было бы опасно, если эта вера будет связана с государством посредством отдельной религии, поэтому религиозный и государственный аспект в данном случае должны быть разделены, ? отмечает Инагаки. - Строительство нового светского мемориала - единственное решение этой проблемы".
Инагаки добавил, что "только в этом случае будет естественным использование денег налогоплательщиков на строительство мемориала".
Гёсин Икэда, служитель храма Хонгандзи и преподаватель Женского университета в Мусасино, выступил на форуме последователей школы Синсю с призывом к объединению всех, кто выступает против посещения официальными лицами храма Ясукуни.
"В послевоенные годы религиозный мир рассматривал государство как зло или как необходимое зло, - говорит Икэда. - Но разве сейчас не время, когда наши взгляды во многом изменились и мы можем строить общество без войны на основе конституции и демократии?"