Существует ли план "послесаддамовского" обустройства Ирака? До последнего времени американские представители давали на этот вопрос исключительно туманные ответы. "Нам по душе демократический Ирак, территориальная целостность которого была бы сохранена", ? говорил в прошлом году человек номер два в Пентагоне Пол Вулфовиц. "Реалисты" из Госдепартамента находятся в еще большем замешательстве. Сам Колин Пауэлл в своих мемуарах, опубликованных в 1995 году, называл "наивной" идею построения в Ираке некоей "пустынной демократии". Если бы Багдад в 19991 году был захвачен американцами, добавлял он, "очень возможно, что там появился бы такой же Саддам, только носящий другое имя".
Недостаточная продуманность того, что будет "потом", проявилась на слушаниях по Ираку, проходивших в начале этого месяца в конгрессе США. Гуманитарные организации отметили недостаточную подготовку ко вполне вероятной катастрофе. По признанию Эндрю Нациоса, администратора Американского агентства по международному развитию (USAID), война может привести к появлению 2 млн беженцев. К тому же 60% иракцев полностью зависят от программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Что станет с ними, когда война прервет снабжение страны продуктами питания?
Гуманитарная помощь. В последние несколько дней американская администрация силится показать, что она работает над решением этого вопроса. В конце недели по инициативе Пентагона в Университете национальной обороны в Вашингтоне состоялось закрытое совещание с участием около ста экспертов из различных американских ведомств. В понедельник во второй половине дня в Белом доме прошла пресс-конференция, на которой было заявлено, что в четырех соседних с Ираком странах уже созданы запасы продовольствием, одеял и медикаментов.
Однако планы администрации Буша еще остаются весьма туманными, будь то организация власти в "постсаддамовском" Ираке, сроки оккупации или финансирование послевоенного восстановления страны. Целый ряд решений до сих пор не принят. В частности, продолжаются дебаты о роли ООН: по мнению "ястребов" в администрации (таких, как советник Буша по Ближнему Востоку Эллиот Абрамс), международная организация должна быть отстранена от формирования в Ираке политических институтов и заниматься исключительно гуманитарной деятельностью. После победы оккупационная власть будет осуществляться генералом Томми Фрэнксом, который в настоящее время руководит подготовкой к войне. Ему помогает калифорнийский генерал ливанского происхождения Джон Абизаид: его считают прекрасным стратегом, который быстро принимает решения и свободно владеет арабским языком. Абизаид, в частности, курирует военные отношения США со странами, соседними с Ираком. О нем уже говорят как о будущем "военном губернаторе" Ирака.
Защита. Фрэнкс и Абизаид должны будут срочно обеспечить защиту нефтяных скважин, найти и уничтожить химическое или биологическое оружие, не дать курдам и шиитам отторгнуть от Ирака часть его территории, предотвратить варварские самосуды над бывшими функционерами диктаторского режима. Предполагается, что в стране на многие месяцы, а может быть и годы, останется, по меньшей мере, 75 тыс. военнослужащих.
"Гражданские" аспекты оккупации будет курировать третий генерал ? Джей Гарнер, подчиненный Фрэнксу. В конце войны в Заливе Гарнеру было поручено обустройство курдских беженцев на севере Ирака. Департамент по восстановлению и гуманитарной помощи (ORHRA) во главе с Гарнером будет иметь три самостоятельных направления деятельности ? оказание гуманитарной помощи, ведение восстановительных работ и управление гражданской администрацией. Третьим направлением, наиболее деликатным в политическом плане, займется Майкл Моббс - человек, близкий к заместителю министра обороны Дугласу Фейту (одному из самых жестких "ястребов" в Пентагоне). Моббсу предстоит изучить, что из бывшего баасистского аппарата может быть сохранено, и создать новое иракское правительство, в котором были бы представлены все группы и меньшинства.
В Белом доме отказываются называть сроки, в которые произойдет передача власти в руки иракцев. "Главный принцип состоит в том, чтобы это произошло как можно скорее", ? заявляет Эллиот Абрамс. По его словам, "это может происходить по-разному, в зависимости от региона или от характера полномочий ? например, от того, гражданские они или военные". Идея заключается в том, чтобы передавать власть постепенно, начиная с наименее политизированных сфер, таких, как здравоохранение. Что касается модели "демократического" правительства, которое предстоит привести к власти, то с этого сюжета табу еще не снято. Демократия предполагает, что власть достанется шиитам, составляющим более 65% населения страны. Но в глазах американцев они слишком близки к иранцам, которые защищают своих политических и религиозных лидеров.
Восстановление. Что касается восстановления, то все обходят стороной ключевой вопрос о финансировании этого процесса, и это вызывает у многих критику. Нефтяных "рецептов" будет далеко не достаточно: Ирак получает от своей нефти 15 млрд долл. ежегодного дохода. Треть от этой суммы уходит на компенсацию кувейтцам за ущерб, понесенный ими во время войн в Заливе. Остается 10 млрд, что далеко не покроет расходов на восстановление страны, ослабленной войной, многолетним эмбарго и десятилетиями диктатуры.
"План имеет ценность лишь при наличии ресурсов, позволяющих его осуществить", ? замечает эксперт Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Рик Бартон. Без денег, прогнозирует он, "школы не откроются, полиция будет предоставлена самой себе, а повседневная жизнь не улучшится настолько, чтобы население поверило в обещанные перемены". То, что вопрос о финансировании послевоенного восстановления все еще не решен, отчасти объясняется упорной надеждой США на гипотетическую помощь Европы. Зато с распределением подрядов ясности гораздо больше. По данным журнала Time, их общая сумма составляет около 900 млн долл., и эти подряды "предназначены исключительно американским компаниям и субподрядчикам из стран, официально признанных дружественными".