65-летний Джефф Хан организует туристические поездки в Ирак. В этом году британец планирует в общей сложности семь поездок.
Вы предлагаете групповые поездки из Лондона в Багдад. Не кажется ли вам, что сейчас это несколько опасно?
Мы организовывали поездки в Ирак с конца 60-х годов до начала войны в Персидском заливе и возобновили их в 1999 году. В прошлом году мы организовали пять туров, в этом году планируем семь, первый намечен на март. Если начнется война, мы отменим поездки и возвратим деньги.
Люди бронируют такие туры?
У нас девять заявок на март и еще несколько на другие сроки. Они поступают со всего мира, в том числе из Германии.
Что это за люди? Авантюристы или пресытившиеся туристы?
И то и другое. Но преимущественно это пожилые, но не старые люди, которые интересуются историей, археологией и культурой. Нам, британцам, этого не хватает, многие годы мы были лишены возможности ездить в такие античные города, как Вавилон. Мои клиенты хотят все это увидеть. Им также интересно, что это за страна и что это за люди.
Не опасаетесь ли вы в нынешней напряженной ситуации захвата заложников?
Как организатор туров я об этом, конечно, думаю. Но для клиентов это не тема. И я должен сказать, что всегда, когда мы бывали в Ираке, у нас и людей, с которыми мы сотрудничаем, страха не было.
Если война начнется, когда группа будет в Ираке, ее надо спасать и вывозить ? тем самым вы будете вынуждены подвергнуть людей новой опасности.
Я думаю, что самое позднее за 8-10 дней до отъезда мы будем знать, насколько это безопасно. Если положение будет неопределенным, мы, наверное, откажемся от поездки. Ситуация меняется ежедневно. Мы летаем из Лондона в Дамаск, затем проходит еще несколько дней, прежде чем мы пересекаем границу. В самом Ираке мы останавливаемся только на 14 дней. Я думаю, все будет хорошо.
Кто руководит группой?
Я лечу вместе с группой, у нас есть иракский гид и представитель министерства, отвечающий за нашу безопасность.
Были ли вы в прошлом году в Ираке?
Со всеми пятью группами, в последний раз ? в начале ноября. И каждый раз я открываю для себя что-нибудь новое.
Что чувствуешь, путешествуя по стране, население которой ждет войны со дня на день?
Эти люди смирились со своей судьбой. Если они слышат, откуда мы приехали, они очень удивляются. Но они очень радушны.
Сколько стоит поездка?
1340 фунтов, включая перелет и визовые сборы. Из-за благоприятного обменного курса мы можем жить в лучших отелях. Несмотря на санкции, они находятся в приемлемом состоянии. Мы даже не можем съесть все, что нам подают на стол.
Не контрастирует ли это с тем, как снабжается население?
В рестораны ходят многие представители иракского среднего класса. Салат, цыпленок, кебаб, рис: основные пищевые продукты имеются в достаточном количестве, недоступны они лишь самым бедным.
Вы предлагаете туры исключительно в Ирак?
Нет, также в Афганистан. Тоже с 60-х годов. Я последний раз был там в декабре. У меня было ощущение, что там безопасно. Но если опять начнутся бои, мы не сможем предлагать такие туры. Афганцы очень дружелюбны, и они извлекают пользу из наших визитов. Мы оставляем в стране деньги, например за еду. Афганистану тоже нужны люди, которые туда ездят, для них это путь в нормальную жизнь.