Марк Кабилен - один из примерно сотни счастливчиков, живущих в тринадцатом округе Парижа. У Марка имеется широкополосный доступ в интернет, за что он не платит в месяц ни одного евро. У него был шанс, выпавший ему "почти случайно", и он им воспользовался.
Однажды этот молодой специалист, работающий в небольшой фирме по разработке высоких технологий, стучал, как обычно, по клавиатуре своего ноутбука. Внезапно он "поймал", как он говорит, "сигнал wi-fi". Для несведущих поясним: wi-fi - это весьма модная сегодня технология, способная устанавливать беспроводное и широкополосное сообщение между компьютерами, каналами hi-fi и пр. Она позволяет сразу нескольким компьютерам пользоваться единым подключением к сети, причем эти компьютеры могут находиться не только дома, в кафе или аэропортах (хот-споты), но и на улице.
Антенна. В случае с Марком Кабиленом сигнал пришел извне, словно свалился с неба, и он тут же установил его источник. На его мониторе показалась домашняя страница Ozone - небольшой фирмы, создавшей эту сверхмощную сеть. Его просят зарегистрироваться, что он и делает. Но сигнал слишком слаб.
Его окно в доме на улице Насьональ расположено неудачно. В его квартале антенна wi-fi установлена на крыше здания, стоящего в трехстах метрах от его дома и к тому же направлена на фасады домов, стоящих на противоположной стороне улицы. Поэтому сигнал доходит до него в "приглушенном" виде. Чтобы его усилить, понадобилась помощь инженера из Ozone, который установил у него на окне маленькую усилительную антенну.
Отныне Марк стал ревностным поклонником wi-fi и не скрывает своей радости: "Я пользуюсь каналом мощностью в 2,5 Мб/с и, что самое главное, он работает с одинаковой скоростью в обоих направлениях". Это в пять раз лучше обычного подключения (ADSL-модем со скоростью в 512 Кб/с). Пока что новая сеть охватывает лишь тринадцатый округ. Но Ozone начинает расширяться и рассчитывает охватить весь Париж, утверждает основатель компании Рафи Халаджян.
Финансирование. Рафи Халаджян не стремится стать оператором новой сети. Он еще не придумал схемы, которая делала бы поддержание связи wi-fi деятельностью, приносящей доход. Однако он не витает облаках. В 1994 году он вместе с фирмой Francenet создал одну из первых провайдерских компаний. Потом он основал старт-ап Fluxus, проданный в 2001 году по хорошей цене компании British Telecom.
Крошечные офисы Ozone расположились как раз у входа в здание парижского отделения British Telecom в тринадцатом округе, у самого "бэкбона" британского оператора - толстого оптического кабеля, по которому осуществляется wi-fi-трафик со "всемирной паутиной".
Озон платит за эту связь, но никому не выставляет счетов. Создатель компании проводит эксперимент. "В будущем не только компьютеры и мобильные телефоны, но и все предметы повседневного обихода (ручные часы, холодильники, телевизоры и пр.) обретут способность к коммуникации. Это то, что называется "всепроникающей" сетью. Ozone хочет создать именно такую сеть".
Эксперимент с технологией wi-fi - лишь первый этап. Эта технология несовершенна, но она готовится к появлению веспроникающей сети: поскольку ее базовые элементы дешевы, каждый сможет подключиться к ней. "Раньше только богатые люди могли создать такую инфраструктуру".
Рафи Халаджян приводит в пример весьма дорогостоящую систему UMTS (мобильную телефонию третьего поколения). "Напротив, всепроникающая сеть не принадлежит никому, это продукт коллективного творчества".
Генаэль Амьё из ассоциации "Париж без проводов" с интересом следит за судьбой новой технологии. "Мы хотели создать небольшие сети в нашем округе и связать их между собой, но это оказалось сделать труднее, чем мы предполагали", - говорит он.
Генаэль Амьё рад, что за достижение этой задачи взялся Рафи Халаджян: "Рафи чувствует, что именно из этой экосистемы всепроникающей сетей родится интернет завтрашнего дня". Скоро все предметы будут спонтанно общаться друг с другом, и "невозможно себе представить, чтобы операторы установили плату за это общение".