Господин разъезжает по Европе. Он приземляется на своем самолете в столицах, пожимает руки президентам и премьерам, провозглашает политический курс и вынуждает принимать его как главу государства. Хотя пока он не является главой государства, Дмитрий Медведев станет им в воскресенье (далее приводятся данные, запрещенные законодательством РФ к публикации накануне президентских выборов: фрагмент будет опубликован после 2 марта 2008 года. - Прим. ред.). Молодой преемник Путина не хочет показывать смущения и начинает плавать в одиночку: в последние дни он совершил несколько предвыборных поездок, встретился с российскими учащимися и работниками промышленных предприятий, и вот теперь он совершает первый официальный визит за рубеж.
Дипломатия фаст-фуд, быстрого приготовления. Преемник Блэра ждал полгода, прежде чем направиться в Брюссель? Медведев не такой застенчивый, как Гордон Браун, и через четыре дня после пожара в американском посольстве в Белграде, в то время как полиция продолжает расследование в отношении хулиганов, осмелившихся заменить звездно-полосатый флаг на российский, в самый разгар косовского кризиса, когда на площади в Митровице каждый день призывают Москву осуществить военное вмешательство, будущий российский президент усаживается за политический стол в Сербии - требующий самого деликатного подхода из всех.
Он останавливается в полдень для немногословных пояснений: его краткая поездка призвана "высказать поддержку Сербии в условиях нелегитимных действий по одностороннему признанию Косово". В действительности у юриста и первого вице-премьера Медведева (42-летний "господин никто", которого Путин выбрал, чтобы обеспечить себе пост премьера и, по сути, получить преемника) была причина, чтобы приехать в Белград: он является уходящим председателем "Газпрома", а в январе "Газпром" подписал энергетическое соглашение на 10 млрд евро, которое придало сил сербскому руководству и благодаря которому с Россией на Балканах вновь стали считаться. Так же, как президенту Борису Тадичу пошел на пользу визит в Москву за несколько дней до выборов в Сербии, будущему президенту Медведеву тоже на руку, чтобы его принял Тадич. Такое впечатление, что разговор идет уже о подписанном договоре: проект "Южный поток", газопровод, который пройдет по территории Балкан при участии Eni, вместе с продажей (по бросовой цене) сербской нефтяной компании Nis, убыточного предприятия, оказавшегося за некоторое количество рублей в портфеле "Газпрома".
Белград принимает нового великого покровителя как главу государства. Уличное движение парализовано из-за проезда кортежей, улицы перекрыты. Государственное телевидение не слишком распространяется. "Политическое убежище, предоставленное русскими семье Милошевича, - еще свежая рана, - говорит Момило Великович, аналитик, связанный с историческим движением "Отпор". - Сербы не настолько слепы, чтобы не видеть заинтересованных рукопожатий. И потом, многие знают, что настоящая партия разыгрывается с Европой, а не с Россией". Разрыв между национализмом премьера Коштуницы и "европеизмом" Тадича вынуждает и Медведева совершать раздельные визиты: с президентом - встреча в храме Святого Саввы, с главой государства - улыбка во дворце.
Приходится также опровергать обвинения в "цинизме", которые Вашингтон предъявляет Москве в связи с ситуацией на Балканах. И вот Медведев извиняется за высказывание российского тележурналиста Константина Семина, который несколько дней назад, выстраивая историческую параллель между анти-Милошевскими протестами в 2000 году и сценами насилия в Белграде в прошлый четверг, назвал Джинджича "западной марионеткой", который заслуживал своей участи быть убитым. "Эти слова не отражают точку зрения моей страны", - сказал Медведев. Потому что здесь больше не должен быть сделан выбор в пользу насилия и военной силы: "Мы поможем сербам вернуть Косово. Но только мирными, дипломатическими и законными средствами".
Также по теме:
Сербия покупает поддержку России (Обзор прессы)