В свое время лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов внушал ужас нуворишам. Однако на нынешних президентских выборах ему отведена роль статиста
Человек на сцене привел с собой подкрепление: за спиной Геннадия Зюганова, лидера российских коммунистов стоят ветераны войны - все в орденах, военнослужащие и партийные функционеры, тут же красные знамена. Поверх их голов в зал строго смотрит огромный бюст Ленина.
"Мы повысим пенсии в пять раз", - гремит Зюганов, неуклюжий мужчина с поредевшей шевелюрой. "Если мы национализируем природные ресурсы России, мы сможем увеличить бюджет в три раза". И так далее. Каждая фраза кандидата в президенты сопровождается восторженными криками. В конце его выступления публика встает и ритмично аплодирует.
Вечер в московском концертном зале "Измайлово" - для Зюганова все равно что игра на своем поле для футболиста. Здесь отмечается 15-летие со дня основания Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). На вечере выступают фольклорные ансамбли в пестрых народных костюмах, хор военных и танцевальный ансамбль моряков. Глаза зрителей, в основном пожилых, блестят. Происходящее немного напоминает старые сериалы времен ГДР. Только здесь еще серп и молот.
Зюганов был политическим пугалом в постсоветской России. Когда он участвовал в президентских выборах 1996 года, соперничая с тогдашним президентом Борисом Ельциным, его победа казалась такой близкой - и мир содрогался от мысли, что к власти в стране снова придут коммунисты. Но затем финансовые олигархи сплотились и обеспечили Ельцину в ходе избирательной кампании, которая стоила миллионы, победу во втором туре выборов.
Сегодня больше никто не боится Зюганова. Поддержанный Кремлем кандидат в президенты Дмитрий Медведев получает в ходе опросов 70% и больше. От 10 до 16%, на которые может рассчитывать второй в рейтинге Зюганов, для итоговой картины играют роль элегантного макияжа. Несмотря на то, что коммунисты зачастую громогласно критикуют президента Владимира Путина, они никому в Кремле не мешают. В парламенте коммунистам даже разрешено разыгрывать из себя оппозицию кремлевской партии, имеющей большинство в две трети мест.
В концертном зале "Измайлово" Зюганов возвращается на свое место в первом ряду. На сцене юморист под одобрительные аплодисменты зала составляет предложения, слова в которых начинаются на одну и ту же букву. В вестибюле молодежь в рубашках с символикой КПРФ разбирает стеллажи, украшенные многочисленными портретами Сталина, где была представлена история Коммунистической партии. У выхода мужчина меланхолично играет на аккордеоне, две женщины поют. 17-летний Женя, тоже одетый в красный костюм с символикой партии, проходит мимо со своим рюкзаком. "Стал бы я голосовать за Зюганова? Понятия не имею. Я вообще-то иду домой!"
Также по теме:
Российское чудо (Berliner Zeitung)